Скажи ФАС ласково, – “Российская Газета”

Федеральная антимонопольная служба отказывается от карательной практики в отношении примерно половины дел и переходит на предупреждения. При этом не исключено, что в будущем году мы увидим первые уголовные дела и первых осужденных за нарушения антимонопольного законодательства.

Федеральная антимонопольная служба отказывается от карательной практики в отношении примерно половины дел и переходит на предупреждения. При этом не исключено, что в будущем году мы увидим первые уголовные дела и первых осужденных за нарушения антимонопольного законодательства.

Об этом вчера заявил журналистам глава ФАС Игорь Артемьев. А перемены начнутся уже 6 января, когда вступит в силу так называемый “третий антимонопольный пакет” поправок в законодательство. В практику вводятся два новых института – предостережение и предупреждение. В каких случаях они могут применяться?

Допустим, представители риелторских компаний начинают публично строить “прогнозы” относительно того, что цены на жилье завтра существенно вырастут, поэтому жилье надо срочно покупать сегодня. И спрос, а вслед за ним и цены на фоне панических предсказаний действительно начинают расти. Это повод для предостережения со стороны антимонопольных органов.

Поводов для предупреждений на практике возникает еще больше. Особенно в случаях подключения новых пользователей к сетям (например, электрическим), когда монополист всячески уклоняется от заключения договора. Сегодня за такое поведение полагается оборотный штраф. После вступления в силу нового закона ФАС направляет монополисту предупреждение и дает срок исправиться. И если нарушитель проблему снимает, то ему не грозят никакие санкции.

Резкое сокращение количества дел против бизнеса будет сопровождаться более тщательным “разбором полетов” серьезных нарушителей. “Будут точечные большие дела с большими санкциями”, – пообещал Игорь Артемьев. Приоритетом службы, конечно, остается борьба с картелями, именно за такие соглашения грозит реальный тюремный срок. Причем уже скоро, намекнул Артемьев, мы можем стать свидетелями таких громких дел. Кстати, в законодательстве наконец появилось само понятие картеля.
Решен вопрос и с определением монопольно высокой цены. По словам Артемьева, до сих пор главным показателем была себестоимость, теперь она уходит даже не на второй, а на десятый план. На первое же место выходит метод сопоставимых рынков. Если у наших производителей цена выше, чем на сопоставимых рынках других стран, значит, это монопольно высокая цена.

В отношении юридических лиц теперь четко определены размеры штрафов за нарушения антимонопольного законодательства. При этом сформулирован закрытый перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств. Как пояснил начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский, за установление монопольно высокой цены или участие в картельном сговоре будет назначаться половина от максимально возможного штрафа (от 1 до 15 процентов оборота компании). При наличии смягчающих обстоятельств штраф будет уменьшаться на 1/8 за каждое такое обстоятельство, при наличии отягчающих обстоятельств – будет увеличиваться на столько же.

Рядовым гражданам, не бизнесменам и не чиновникам, от “третьего антимонопольного пакета” тоже досталось. В частности, закон вводит прямой запрет на оплату госуслуг, которые по законодательству должны быть бесплатными. “Система “подснежников” (посредники между госструктурами и получателями услуг) должна быть ликвидирована”, – заявил глава ФАС. Как правило, такие учреждения создают сами чиновники. Закон также предоставляет гражданам реальную возможность возместить убытки, которые они понесли в результате нарушения антимонопольного законодательства. Если есть судебное решение в отношении компании-нарушителя в пользу ФАС, то граждане смогут возместить убытки с помощью частных или коллективных исков, что, например, ежедневно происходит в США.

Scroll to Top