Как перераспределить между центром и регионами полномочия и доходы

Кремль готов передать регионам около сотни полномочий и доходы на 1 трлн руб. Но введение обещанного регионам налога на недвижимость откладывается минимум до 2017 г. Пока чиновники думают о взимании с 2013 г. налога на имущество с его рыночной стоимости

Кремль готов передать регионам около сотни полномочий и доходы на 1 трлн руб. Но введение обещанного регионам налога на недвижимость откладывается минимум до 2017 г. Пока чиновники думают о взимании с 2013 г. налога на имущество с его рыночной стоимости

Децентрализация должна принести регионам «не какие-то крохи», а «существенные средства для дополнительной работы», заявил президент Дмитрий Медведев на заседании Госсовета (цитаты участников по «Интерфаксу»). Какие функции и доходы можно передать регионам, анализировали рабочие группы под руководством вице-премьеров Дмитрия Козака и Александра Хлопонина.

Некоторые федеральные функции эффективнее осуществляются регионами, признал президент. Всего предлагается передать более 100 полномочий, напомнил Козак. В первую очередь местные власти должны получить полномочия по надзору — эпидемиологическому, ветеринарному, экологическому. Контроль за региональными органами власти должен остаться за Федерацией: у Росфиннадзора, ФАС, правоохранительных органов.

Как тратить выданные центром деньги, должны решать регионы, а сэкономленное оставлять себе, уверен Козак. В 2011 г. регионы получили 21 субвенцию на 250 млрд руб. У регионов должно прибавиться и собственных источников доходов — до 1 трлн руб., объявил Медведев. Хлопонин предложил передать им часть собранного сверх годового плана НДС (50% этой суммы в 2011 г. — 200 млрд руб.) и федеральную часть налога на прибыль (2 из 20%, еще 311,8 млрд руб. за 11 месяцев).

Оптимизация и частичная отмена льгот по региональным и местным налогам (например, на имущество естественных монополий и земельный) может принести регионам еще 200 млрд руб., подсчитал Хлопонин. Также можно полностью передать им акцизы на алкоголь, табак, топливо и автомобили, это, по оценкам Хлопонина, добавило бы еще 170 млрд руб. Пока перераспределяется около 1% ВВП (533 млрд руб. в 2012 г. — «Ведомости»), подытожил министр финансов Антон Силуанов. Другие источники доходов на совещании не назывались. Можно было бы ввести и дифференцированные налоговые режимы для регионов, отметил Медведев.

Минфин против передачи 2% налога на прибыль регионам, знает его сотрудник, а прогноз поступлений НДС пересматривается много раз в год. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов поддерживает передачу части прироста НДС, но важно, чтобы эта мера не разбалансировала федеральный бюджет. У регионов разный уровень доходов, поэтому экономически развитые регионы получат большую часть средств, объяснил Силуанов, и тогда разрыв в развитии субъектов только увеличится. Центру придется больше тратить на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, предупредил Силуанов, соответственно, надо увеличивать либо налоговое бремя, либо госдолг. Хлопонин считает, что предельный уровень выравнивания бюджетной обеспеченности можно снизить до 85 со 100%.

Если использовать разные режимы для разных регионов, это все та же модель «конкурентного федерализма», которая окончательно зашла в тупик, считает гендиректор IRP Group Булат Столяров, средства нельзя распределять через центр. 1 трлн руб. — это минимум, необходимый регионам, продолжает он. У регионов и так будут разные налоговые режимы после введения единого налога на недвижимость (земля и здания) физлиц, рассчитываемого по ее рыночной, а не инвентаризационной стоимости, замечает чиновник Минфина. По расчетам «Союзэкспертизы», реформа увеличила бы сборы, например, в Калужской области в условиях 2010 г. с 665,1 млн до 3,3 млрд руб.

Но именно эти преобразования откладываются. Предполагалось, что налог на недвижимость появится с 2013 г. Но Минфин, ФНС и Минэкономразвития решили, что единый налог получится ввести не ранее 2017 г., рассказала министр экономического развития Эльвира Набиуллина, а с 2013 г. можно начать брать налог с имущества, рассчитываемый исходя из результатов массовой оценки (приближена к рыночной стоимости. — «Ведомости»). Конкретная дата не обсуждалась, говорит чиновник Минфина, но решено, что налог будет вводиться постепенно: сначала только с имущества, потом с единого объекта недвижимости по мере проведения массовой оценки в регионах. Регионы смогут добровольно перейти на взимание налога с рыночной стоимости имущества, сказала Набиуллина. Осенью массовая оценка была завершена лишь в 12 регионах, говорил замминистра финансов Сергей Шаталов. До конца года Росреестр должен был провести ее везде, но не успел. В правительстве инициатива пока не обсуждалась, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.

По словам чиновника Минфина, ставка налога на имущество, взимаемого с рыночной стоимости, поменяется (сейчас предельная — 2% от инвентаризационной стоимости), но обсуждать ее возможный уровень он не стал. Минэкономразвития ранее предлагало установить ставку налога на недвижимость в 0,1% от цены единого объекта и не взимать его с квартиры площадью до 55 кв. м и участка в 6 соток.

Сложно оценить, в каком случае (единый налог на недвижимость или два разных с рыночной стоимости) придется платить больше, говорит партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский: будут разные базы, ставки, многое будет зависеть от региона.

Scroll to Top