Не успела забыться история с 27-летним инвалидом-колясочником Александром Мокиным, который не смог попасть в екатеринбургский ресторан-клуб Gallery, куда работники не пустили его, чтобы не портить настроение другим посетителям, как возник очередной скандал. Банк ВТБ24 отказал инвалиду-колясочнику Андрею Сычеву в выдаче одобренного уже было автокредита.
Не успела забыться история с 27-летним инвалидом-колясочником Александром Мокиным, который не смог попасть в екатеринбургский ресторан-клуб Gallery, куда работники не пустили его, чтобы не портить настроение другим посетителям, как возник очередной скандал. Банк ВТБ24 отказал инвалиду-колясочнику Андрею Сычеву в выдаче одобренного уже было автокредита. Сычев и его семья сочли, что виной всему физическая неполноценность несостоявшегося заемщика, и уже готовы судиться с кредитной организацией. В банке уверяют: ничего личного к известному на всю страну инвалиду у них нет, только бизнес. Более того, Андрей Сычев уже попадал в серьезное ДТП и разбивал «кредитную» машину. Мнения юристов о перспективах судебного процесса разделились.
Изначально все шло хорошо. В автосалоне Сычев выбрал нужную «Субару», заполнил анкету, в которой, не скрывая, указал, что он инвалид. Отметил, что работает, получает пенсию и вполне платежеспособен: Андрей уже год работает редактором видеомонтажа в видеоредакции РИА Новости.
Через некоторое время сотрудники автосалона позвонили и сообщили, что заявка на кредит одобрена и Андрей может приехать и получить кредит. Однако при личной встрече в деньгах инвалиду внезапно отказали.
По версии ВТБ24, сопровождающие Андрея — девушка и двое молодых людей — вызвали подозрение у работников банка. Кроме того, у Сычева, по словам того же банка, не было указано фамилии в КАСКО — туда были вписаны люди, не имеющие отношения к займу.
Кстати, в офис банка Андрей и его сопровождающие попасть не смогли: специальными пандусами для инвалидов кредитная организация его не оборудовала. В итоге причиной отказа официально объявлена излишняя бдительность сотрудницы, а не инвалидность клиента. Также стало известно, что в банке готовы предоставить Андрею возможность кредитоваться, причем на более выгодных условиях. Андрей Сычев, тем не менее, считает, что все не так просто, и уже заявил о своем намерении подать иск в суд на банк на возмещение морального вреда в размере 1 млн. 600 тыс. рублей.
Правозащитники поддерживают его в этом.
«Налицо нарушение конституционных прав, оскорбление чести и достоинства. Со стороны банка это хамское поведение. Молодец Сычев, что обратился за компенсацией морального вреда, все правильно. Если клиент платежеспособен, то ему не имеют права отказывать в кредите», — полагает вице-президент Всероссийской лиги защитников потребителей Андрей Артемьев. Юристы также солидарны с А. Артемьевым и говорят о дискриминации. «В данном случае отказ можно рассматривать как проявление со стороны ВТБ24 дискриминации. Банк мог найти точки соприкосновения с Андреем Сычевым, не стоило отказывать ему столь нечеловеческим образом», — полагает партнер ЗАО «Группа компаний «Правовые интересы» Анна Чернышева.
Специалисты проясняют: в суде юристам ВТБ придется потрудиться, но, если отбросить эмоции, шансы у банка совсем не плохи.
Кстати, формально вопросы у кредитной организации действительно могли возникнуть вполне обоснованные: два с половиной года назад инвалид попал в серьезное ДТП и разбил машину — кстати, тоже взятую в кредит. Правда, тогда речь шла об отечественном ВАЗ-2115.
«Некоторое время назад другому инвалиду заведение общественного питания отказало в обслуживании. Такой отказ, безусловно, незаконен: розничная торговля и общественное питание — это сферы публичного договора. Но кредитный договор публичным действительно не является, банк вправе сам решать, с кем и на каких условиях его заключать, в зависимости от риска невозврата заемщиком. Таким образом, отказ банка в заключении кредитного договора может быть признан законным, если банк докажет, что инвалидность заемщика реально влияет, существенно увеличивает риск невозврата. Если же банк отказал в заключении кредитного договора исключительно на основании инвалидности, без обоснования связи инвалидности с риском невозврата кредита, такой отказ действительно представляет собой незаконную дискриминацию по признаку инвалидности», — уверен партнер юридической компании «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Роман Речкин.
«Банк при осуществлении предпринимательской деятельности самостоятельно принимает решения и несет риски. Законодательство РФ не содержит норм, указывающих требования к представляемым для получения кредита документам, перечня данных документов, а также категории лиц, которым не может быть отказано в предоставлении кредита. Кредитный договор не может быть отнесен к числу публичных договоров в силу того, что предпринимательская деятельность банков регулируется в том числе законодательством о банковском надзоре. Таким образом, банк не обязан заключать кредитный договор с любым обратившимся лицом, в том числе и инвалидом», — сказал управляющий партнер ЮК «Генезис» Артем Денисов.
Как бы то ни было, искомый кредит Андрей Сычев уже получил. Правда, в другом банке.
Оксана Морозова