Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект “О потребительской корзине в целом по РФ”. Текст документа размещен в электронной базе документов нижней палаты парламента.
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект “О потребительской корзине в целом по РФ”. Текст документа размещен в электронной базе документов нижней палаты парламента.
Потребительская корзина пересматривается не реже одного раза в пять лет.
В пояснительной записке к документу говорится, что на основании норм физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ, утвержденных Роспотребнадзором в конце 2008 года, а также с учетом изменений, произошедших в последние годы в фактическом потреблении продуктов питания малоимущего населения, в предлагаемом законопроекте актуализируются объемы потребления, предусмотренные в потребительской корзине.
Документ устанавливает в натуральных показателях составы и объемы продуктов питания, включаемых в корзину. Объем потребления в среднем на одного человека в год составит в отношении хлебных продуктов (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) для трудоспособного населения – 126,5 кг, для пенсионеров – 98,2 кг, детей – 77,6 кг; картофеля для трудоспособного населения – 100,4 кг, пенсионеров – 80 кг, детей – 88,1 кг; овощей и бахчевых для трудоспособного населения – 114,6 кг, пенсионеров – 98 кг, детей – 112,5 кг; свежих фруктов для трудоспособного населения – 60 кг, пенсионеров – 45 кг, детей – 118,1 кг; сахара и кондитерских изделий в пересчете на сахар – для трудоспособного населения – 23,8 кг, пенсионеров – 21,2 кг, детей – 21,8 кг; мясопродуктов – для трудоспособного населения – 58,6 кг, пенсионеров – 54 кг, детей – 44 кг; рыбопродуктов – для трудоспособного населения – 18,5 кг, пенсионеров – 16 кг, детей – 18,6 кг; молока и молокопродуктов в пересчете на молоко – для трудоспособного населения – 290 кг, пенсионеров – 257,8 кг, детей – 360,7 кг; яиц – для трудоспособного населения – 210 штук, пенсионеров – 200 штук, детей – 201 штука; растительного масла, маргарина и других жиров – для трудоспособного населения – 11 кг, пенсионеров – 10 кг, детей – 5 кг; прочих продуктов (соли, чая, специй) – для трудоспособного населения – 4,9 кг, пенсионеров – 4,2 кг, детей – 3,5 кг.
В пояснительной записке к документу говорится, что норма потребления по ряду продуктов увеличивается по сравнению с действующими нормами. Норма потребления мясопродуктов для трудоспособного населения увеличивается на 57,5%, для пенсионеров – на 71,4%, для детей – на 30,6%; рыбопродуктов – для трудоспособного населения – на 15,6%, для пенсионеров – на 6,7%, для детей – на 32,9%; молокопродуктов для трудоспособного населения – на 21,7%, пенсионеров – на 17,8%, детей – на 10,9%; яиц для трудоспособного населения – на 5%, для пенсионеров – на 11,1%, для детей – на 4,1%; овощей и бахчевых для трудоспособного населения – на 18,1%, для пенсионеров – на 6,5%, для детей – на 3,5%; фруктов свежих для трудоспособного населения – в 2,6 раза, пенсионеров – в 2 раза, детей – в 2,3 раза.
При этом снижены нормы потребления хлебопродуктов на 5,4% для трудоспособного населения, на 5,3% для пенсионеров, на 7,6% для детей; картофеля – на 6,7% для трудоспособного населения, на 18% для детей; масла растительного, маргарина и других жиров – на 20,3% для трудоспособного населения, на 9,1% для пенсионеров, на 50% для детей.
Предлагаемый набор продуктов питания позволит повысить качество продуктовой части потребительской корзины и приблизить ее к нормам здорового питания, говорится в пояснительной записке.
Объем непродовольственных товаров предлагается устанавливать не в натуральных показателях, а в относительных (в процентах от стоимости продуктов питания). Так, соотношение стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания должно составлять по 50% для всех групп населения.
Применение такого порядка определения непродовольственных товаров является обоснованным, поскольку доля расходов на непродовольственные товары в потребительских расходах домохозяйств с располагаемыми ресурсами ниже величины прожиточного минимума за период с 2000 по 2010 год составляет стабильную величину – 24-25,5%.
Предложенная законопроектом актуализированная потребительская корзина в стоимостном выражении (в потребительских ценах в среднем за 2011 год) больше, чем действующая, для трудоспособного населения на 200 рублей, или на 3,2%, для пенсионеров – на 411 рублей, или на 8,2%, для детей – на 250 рублей, или на 4,1%, говорится в пояснительной записке.
Законопроект в случае принятия вступит в силу с 1 января 2013 года.
Правительство также внесло в Госдуму законопроект “О внесении изменений в федеральный закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, который подготовлен в целях совершенствования методологии определения прожиточного минимума.
В соответствии с действующим законом прожиточный минимум определяется на основе потребительской корзины.
Поправками предлагается уточнить определение потребительской корзины с учетом нового порядка определения непродовольственных товаров и услуг.
Предлагается под потребительской корзиной понимать необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, определяемые в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.
Такое определение потребительской корзины даст возможность определять прожиточный минимум на основе нормативно-статистического метода, предусматривающего определение продуктов питания по нормам в натуральных объемах, а непродовольственных товаров и услуг – в соотношении со стоимостью продуктов питания, говорится в пояснительной записке к документу.
Потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ предлагается разрабатывать с участием трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в субъектах РФ – с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов.
Предусматривается, что одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине в Госдуму в качестве обосновывающего материала вносится методика определения потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ, на основании которой разрабатывается потребительская корзина в целом.
Статью 4 закона предлагается дополнить нормой, предусмотрев учет индексов потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги при определении величины прожиточного минимума.
Кроме того, должен быть принят нормативный правовой акт о порядке исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ, который утвердит правительство. В этом документе должны быть отражены вопросы определения порядка исчисления стоимости потребительской корзины, порядка расчета обязательных платежей и сборов (для включения в потребительскую корзину для трудоспособного населения), порядка исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения.