Уральский рынок, традиционно являющийся индикатором благополучия граждан, находится на грани обрушения. Подводя итоги 2012 года, екатеринбургские ювелиры сигнализируют о начале нового кризиса, который может оказаться сильнее, чем дефолт 2009 года. По оценкам разных участников рынка, в декабре 2012 года падение составило от 5 до 15%.
Уральский рынок, традиционно являющийся индикатором благополучия граждан, находится на грани обрушения. Подводя итоги 2012 года, екатеринбургские ювелиры сигнализируют о начале нового кризиса, который может оказаться сильнее, чем дефолт 2009 года. По оценкам разных участников рынка, в декабре 2012 года падение составило от 5 до 15%.
Сложности у екатеринбургских ювелиров возникли из-за чрезмерной конкуренции и превышения предложения над спросом. Особенно сильно это проявляется в экономсегменте, где работает основная масса игроков. По словам президента компании «Ювелирный дом» (марка «J-line») Дмитрия Чуркина средний чек в магазине сейчас составляет 3 тыс. 200 рублей. «Еще пять лет назад золото стоило 800 рублей за грамм изделия на прилавке, а сейчас – уже около 2,5 тыс. рублей. Вы представляете, что можно купить на 3 тысячи? Рынок ужасный. Очень много дешевого некачественного товара из Юго-Восточной Азии, очень серьезная конкуренция с костромскими конкурентами, которые везут сюда изделия без камней или с фианитами и продают почти по себестоимости. Никто из местных производителей не может выпускать такие же товары, чтобы попасть в цену. Поэтому уральские заводы работают с бриллиантами. Там цена привязана не к металлу, а камню», – говорит Чуркин.
Опрошенные «URA.Ru» эксперты прогнозируют, что в ближайшее время екатеринбургские ювелирные магазины начнут закрываться. Так, в январе прекратил работу первый торговый объект – «Золотой мир» в центре города.
По данным мэрии Екатеринбурга (по ситуации на январь 2013 года), в Екатеринбурге работает 82 ювелирных магазина – столько же, сколько и в начале прошлого года. Но при этом, чиновники указывают, что этот баланс сохраняется за счет прироста десятью торговыми точками федеральной сети «Золотой». То есть численность игроков рынка не изменилась только потому, что места покинувших бизнес регионалов заняла московская структура.
По словам владельца компании Lino (ЛИНО) Александра Ляного, в сложившейся ситуации на ювелирном рынке наиболее комфортно чувствуют себя именно федеральные конкуренты.
Директор одной из региональных сетей, работающей в среднеценовом сегменте, рассказал, что сейчас компании готовы идти на любые ухищрения, чтобы заманить клиента. Во-первых, использование схем обмена старых изделий на новые. Это не так выгодно, как продавать за наличные, но позволяет привлекать клиентов. Во-вторых, «федералы» предлагают покупателям щедрые скидки – до 70% по ряду позиций, чего никто из местных продавцов себе позволить не может.
И, наконец, в борьбе за внимание покупателя, огромное количество компаний начали торговлю ювелиркой в Интернете. Но, по словам эксперта, продажа драгоценностей в Сети не предусмотрена законодательством. «В 2007 году Правительство РФ своим постановлением утвердило правила продажи товаров дистанционным способом. Там указано, что через Интернет нельзя продавать алкогольную продукцию, а также товары, свободная реализация которых ограничена законодательством РФ. А ювелирные изделия относятся к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, поскольку на них распространен разрешительный порядок ведения деятельности по их реализации. Такой же позиции придерживается федеральный Роспотребнадзор», – говорит он.
«URA.Ru» насчитало не менее 10 онлайновых площадок (ювелирный интернет-магазин «Ринго», сайт «Ювелир Голд», интернет-магазины «Дело жизни», «Ювелирный дом» и др.). Участники рынка поясняют, что работа ювелирных интернет-магазинов осуществляется в связи с особенностями трактовки законодательства.
Так, управляющий партнер ЮК «Генезис» Артем Денисов, поясняет, что в утвержденный указом президента перечень продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, не входит понятие «ювелирные изделия». Там речь идет об «изделиях из драгоценных металлов», а это не тождественные понятия. Кроме того, этот указ не может ограничивать оборот объектов гражданских прав, поскольку не является законом.
«К тому же если обратиться к Уголовному кодексу РФ, где идет речь о наказании за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, то предметом преступлений являются драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий. Нельзя считать предметом рассматриваемых преступлений также сусальное золото, оружие, ордена и другие награды, выполненные из драгоценных металлов и камней или с их использованием. Что на наш взгляд, лишний раз подтверждает мнение о нетождественности понятия «ювелирные изделия» и понятия «изделия из драгоценных металлов», которые имеют разные правовые режимы», – говорит Денисов.
Участники рынка говорят, что на практике юридические «скользкие» вопросы во избежание каких-либо претензий ювелирные магазины решают просто – сайт позиционируют как каталог продукции при какой-то стационарной точке продажи.
Российское информационное агентство URA.RU