Основные механизмы нового закона о госзакупках
Покупка автомобилей премиум-класса, многомиллионные контракты на организацию банкетов для чиновников, «распил» бюджетных средств – материалы сайта госзакупок последнее время постоянно находятся в уральской повестке. С 1 января 2014 года вступает в силу закон, регулирующий госзакупки по новым правилам. По мнению властей, этот документ должен усилить контроль на всех этапах: от планирования до исполнения заказа. О новых механизмах и спорных моментах закона – в материале Znak.com.
«Для бизнеса и общественников многие госзакупки были неожиданностью»
Разработка нового закона велась с конца 2010 года, его создание сопровождалось критическими замечаниями и чуть не рассорило два ведомства – Минэкономразвития и ФАС, каждое из которых представило в правительство свой вариант. В итоговом документе (ФЗ-44), по словам председателя координационного совета «Безопасное отечество» Виталия Зарудина, есть существенные преимущества по сравнению с предыдущей версией (ФЗ-94). «В новом законе впервые прописаны все этапы, начиная от формирования чиновниками планов закупок. Планы-графики составляли и раньше, первой начала Москва, но в этом не было системы, каждый делал так, как ему казалось правильным. В итоге для бизнеса и общественников многие госзакупки были неожиданностью», – рассказывает Зарудин.
По его словам, также существенно снижается коррупционная составляющая в процедуре запроса котировок. «Раньше1 нигде не фиксировалась суть предложения о цене, и заказчик мог в последний момент известить «нужную компанию» о том, что для победы ей просто нужно немного снизить стоимость. Это очень коррумпированная сфера», – утверждает Зарудин.
Теперь предложения по котировкам будут поступать в запечатанных конвертах, а вскрывать их будут публично, на собраниях, где смогут присутствовать все заинтересованные стороны.
Кроме того, в новом законе вводятся новые понятия: конкурс с ограниченным участием и двухэтапные конкурсы. По словам координатора свердловского отделения «РосПила» Екатерины Петровой, конкурсы с ограниченным участием проводятся по двум основаниям. «Первое – согласно закрытому списку товаров и услуг, перечень которых определит правительство, второе – работы с объектами культурного наследия», – рассказывает Петрова. По ее словам, второе основание вызывает сомнения. «Компании, которые проводят работы с объектами культурного наследия, и так подлежат обязательному лицензированию. То есть новый закон ограничивает список компаний еще больше. Зачем это необходимо – не совсем понятно», – утверждает она.
Зато двухэтапные конкурсы, по словам Петровой, выглядят скорее преимуществом. Они могут быть использованы, например, в сфере информационных технологий или оборудования конференц-залов. «У разных подрядчиков есть свои уникальные решения. Им сложно участвовать в аукционах сейчас, потому что заказчик, как правило, к моменту публикации аукциона уже определился с оборудованием и его выбор далеко не всегда обоснован, даже с точки зрения логики», – отмечает она. Новая система, по мнению Петровой, может позволить на первом этапе заявить потребности, а на втором окончательно определиться с нюансами и подобрать уникальное решение.
«Иногда снижение стоимости контрактов на 50% и более – не демпинг»
Спорными, по мнению экспертов, выглядят антидемпинговые меры, прописанные в новом законе. Так, в случаях снижения цены больше, чем на 25%, обеспечительная сумма исполнения контракта увеличивается в полтора раза. «Львиная доля закупок на старте публикуются с завышенной ценой. И иногда снижение на 50% и больше – это не демпинг, а приведение в соответствие с рыночной стоимостью», – считает председатель координационного совета «Безопасного отечества» Виталий Зарудин.
«Неясно, насколько эффективным будет механизм отслеживания качества товаров. Победителем по-прежнему будет считаться поставщик, предложивший самую низкую цену, но демпинг чреват последствиями», – считает директор юридической фирмы «Юста Аура» Евгений Дедков.
Примеров, по его словам, много, например компании, поставляющие уголь в свердловские муниципалитеты, заявляют цену ниже рыночной.
«Они побеждают, а затем вынуждены разбавлять уголь другими веществами или недовешивать: уголь поставляется вагонами и бывает трудно оценить объем поставок с точностью до килограмма», – отмечает юрист.
Другого мнения насчет демпинга придерживается координатор свердловского отделения «РосПила» Екатерина Петрова: «Снижение цены на торгах – экономия бюджетных средств. Заказчики обязаны контролировать качество работ и поставляемых им товаров, иначе за что они получают зарплату?»
Один из ярких примеров существенного снижения цены контракта – изготовление медалей для свердловского зЗксобрания, о чем Znak.com писал на прошлой неделе. Завод «Фамильное золото» (контролируется семьей депутата-единоросса Анатолия Павлова) проиграл аукцион на изготовление медалей, после чего итоги конкурса были отменены. Официальная причина – компания-победитель ООО «Рекламно-производственное предприятие «БизнесМедиаЦентр»», предложившая лучшую цену – 998 тыс. рублей (начальная цена – 2,4 млн рублей) поставила некачественную продукцию, которую пришлось вернуть. Но в кулуарах парламента шепчутся: проблем бы не возникло, если бы контракт изначально был заключен с «Фамильным золотом».
«Новый закон способствует росту злоупотреблений крупного бизнеса»
Отдельные нормы нового закона могут создавать административный барьер для малого и среднего бизнеса. Так, подтвердить добросовестность участника закупки сможет информация, содержащаяся в реестре контрактов. Эта информация должна засвидетельствовать исполнение участником трех контрактов без применения неустоек за последний год. Либо исполнение четырех и более контрактов, но из них не менее 75% должно быть исполнено без неустоек.
«Очевидно, что указанные меры значительно затруднят участие в закупках для субъектов малого бизнеса1, при этом они существенно не повлияют на крупные компании, обладающие большими финансовыми возможностями и существующие на рынке более длительное время. Таким образом, это не только дает преференции ряду участников закупок, но и может привести к росту злоупотреблений с их стороны», – считает управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов.
Еще один нюанс – односторонний отказ от исполнения госконтрактов.
По словам Денисова, новый закон «возлагает на заказчика обязанность принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта», если исполнитель контракта не соответствует требованиям документации или предоставил недостоверную информацию, что позволило ему стать победителем. «Данные положения фактически нивелируют процедуры проведения закупок и позволяют заказчику расторгать контракты с «неугодными» поставщиками», – считает эксперт.
«Общественный аудит – звучит неплохо»
Избежать опасных моментов удастся в том случае, если будут работать механизмы общественного контроля. В соответствии с законом в регионах могут быть созданы общественные советы, которые смогут запрашивать информацию о ходе исполнения контрактов и проводить аудиты. «Пока не знаю, как это будет работать, но звучит неплохо», – отмечает координатор свердловского отделения «РосПила» Екатерина Петрова. Она уже начала работу по созданию такого совета. «Мне важно, чтобы в этот совет попала я, представители прокуратуры и УФАС, журналисты», – рассказывает Петрова. Между тем пока конкретики нет: положение об этом совете разрабатывается в недрах свердловского правительства и кому удастся в него попасть – большой вопрос.
Отдельным постановлением правительства РФ определено, что общественное обсуждение должны проходить госзакупки, цена которых превышает 1 млрд рублей, закупки в регионах на сумму более 100 млн рублей, в городах – на сумму более 10 млн рублей.
«Сейчас есть норма, обязывающая обсуждать контракты с ценой более 1 млрд рублей, но это не работает. Массовых обсуждений не получается, и часто они скатываются в эмоциональную плоскость: общественники, не разобравшись в техзадании, начинают кричать о завышенных тратах. Очевидно, что должен быть диалог профессионалов», – считает Виталий Зарудин.
Отметим, что в конце ноября на сайте госзакупок было объявлено об общественных обсуждениях контракта на строительство технопарка «Университетский». Первоначальная цена контракта составила 1,35 млрд рублей, но никто не посчитал нужным высказаться по этому вопросу. В итоге конкурс был проведен с первоначальными условиями, выиграла компания ООО «Стройуниверсал» (входит в группу предприятий «Уралэнергостройкомплекс»), предложившая выполнить эту работу за 1,07 млрд рублей.
По сведениям Znak.com, свердловские власти постараются до конца года провести все дорогостоящие покупки по старой системе.
«Новые правила игры доконца не определены, не все подзаконные акты приняты. Например, продолжается дискуссия о максимальной стоимости автомобилей для чиновников», – рассказывает источник Znak.com в правительстве. По его прогнозу, новая система окончательно заработает только во втором полугодии 2014 года, до этого будут лишь «пробные закупки».
В любом случае есть сомнения в том, что единая контрактная система сможет кардинальным образом усовершенствовать процедуру закупок. «Основной идеей контрактной системы в сфере закупок является смещение акцента с процедурных моментов проведения закупок и борьбы за конкуренцию на единство системы таких закупок и эффективность исполнения контрактов. Невозможно говорить об эффективности исполнения контрактов в отрыве от процедур закупок. Без детальной регламентации таких процедур контракты по-прежнему часто будут заключаться со «своими», а эффективность исполнения таких контрактов только снизится», – считает Артем Денисов.