«Не верю и не боюсь»: управляющие компании в сфере ЖКХ ждут лицензирования
Законопроект о лицензировании УК в сфере жилищно-коммунального хозяйства был направлен на обсуждение и на этой неделе получил поддержку правительства РФ. Как только его примут, все УК будут обязаны пройти процедуру лицензирования. Этот механизм, по замыслу законодателей, позволит контролировать данную сферу: не пускать на рынок компании-однодневки, а также избавит его от недобросовестных игроков. Однако, по мнению специалистов, государственное лицензирование — бесполезный механизм. Впрочем, юристы отмечают, что ЖКХ нуждается хотя бы в таком регулировании ввиду отсутствия более эффективного.
Напомним, что в 2013 году Госжилинспекция по Свердловской области рассмотрела более 30 тыс. обращений граждан на действия управляющих компаний, что почти в 2 раза больше, чем в 2012 году. Основная масса поступивших обращений касалась вопроса несоблюдения управляющими компаниями требований, предъявляемых к содержанию и ремонту жилищного фонда. Также значительно увеличилась доля обращений с жалобами на нарушение порядка начисления платы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.
По мнению юристов, государство должно предпринимать определенные шаги для улучшения ситуации, а лицензирование как одна из попыток повлиять на рынок может быть достаточно эффективным.
«Лицензирование подразумевает, что государство разрабатывает свои нормативы допуска в сферу деятельности посредством выдачи лицензии. Только при условии соответствия данным нормативам ты получаешь доступ к сфере деятельности и постоянно находишься под контролем лицензирующего органа. Данный подход достаточно оправдан, поскольку контроль за деятельностью организаций, осуществляющих свою деятельности в так называемых жизнеобеспечивающих сферах или в сферах, опасных для жизнедеятельности, весьма важен. Кроме того, стимулирующим фактором будет являться повышенная ответственность организации», — заявил партнер юридической компании «Генезис» Василий Сосновский.
Однако участники рынка не верят в эффективность данной законодательной инициативы. Они руководствуются простой логикой: если лицензирование не сработало в других сферах, оно не поможет и в сфере ЖКХ. Более того, они обращают внимание на то, что введение такой формы контроля спровоцирует рост коррупции в системе.
«На данный момент многие УК уже объединились в саморегулируемые организации. То есть контроль осуществляется взаимно между членами СРО. Возврат к выдаче лицензий государством мне кажется не совсем уместным. Тем более, что следить за рынком с помощью лицензирования невозможно. Я согласен с тем, что это подразумевает некие критерии отбора. Однако данный механизм не может решить проблем существования компаний-однодневок не только в ЖКХ, но и в других отраслях, например, в строительстве. Лицензию можно купить за деньги, в СРО так же можно вступить за определенную сумму. Это не даст результата: нечестные игроки на рынке как были, так и останутся», — заявил директор ООО «УК «Нижнеисетская» Юрий Дулына.
Представитель ООО «УК «Верх-Исетская» Дарья Гусарова отметила, что лицензирование не только не решит существующие проблемы рынка, но и создаст новые.
«Год назад на повестке дня была тема о создании СРО, сейчас заговорили про лицензирование. Все эти способы регулирования подразумевают создание посреднических организаций, которые будут иметь возможность на этом поживиться. Ведь лицензирование, как правило, стоит денег, то есть это еще одна статья расходов средств населения», — заключила она.
Эксперт отметила, что в данном случае чтобы не усложнять систему созданием комиссий или надзорных органов, можно просто прописать в жилищном кодексе критерии оценки деятельности всех УК.
Другие участники рынка заявляют, что не верят в то, что лицензирование может быть объективным, так как в России пока нет подготовленных специалистов, чтобы его осуществлять.
«Я не верю в объективность лицензирования в сфере ЖКХ и не боюсь его. Скорее всего, государственные органы отдадут его на откуп какой-нибудь коммерческой структуре. То есть осуществлять лицензирование будут чиновники, а выдавать лицензии будут частные организации за деньги. Но как они будут это делать — непонятно. В России нет учебных заведений, где бы готовились специалисты для работы в УК, соответственно, нет таких людей, которые могут научить этому», — пояснил директор УЖК «Территория» Дмитрий Сень.
Он добавил, что бояться лицензирования не стоит, потому что его принципы пока не определены. Скорее всего, сертификат, дающий право на осуществление деятельности, которой компания и так уже занимается, будет выдаваться на основе имеющихся у нее отзывов, договоров и наличия специалистов, предположил он.
Таким образом, лицензирование всех УК в России, по мнению участников рынка, хоть и масштабный, но бесполезный проект. Тем не менее юристы заявляют, что несмотря на все недостатки существующего госконтроля, это все же лучше, чем его отсутствие.
«Государство, можно сказать, принимает решение о регулировании по степени важности. Если отрасль важна то её, безусловно, нужно регулировать: можно начать с СРО, а дальше видно будет. Если отрасль «очень важна» то государство берет контроль на себя и вводит лицензирование. Это все же лучше, чем оставлять подобную деятельность без всякого контроля», — заключил Василий Сосновский.
Информационно-аналитическое агентство “УралБизнесКонсалтинг”