Организация курения кальяна путем оформления двух юридических адресов позволит лишь отнести расходы по оплате штрафов не на основную организацию общепита, а на кальянную
Кальянные Екатеринбурга пока работают, но вскоре могут быть закрыты, считают юристы и участники рынка. В связи с вступлением в силу антитабачного закона, рестораторы вынуждены были отказаться от табачных смесей. Их спасает то, что на российском рынке недавно появились индийские курительные смеси Soex, которые не содержат табак и никотин. Кроме этого, рестораторы предлагают посетителям курительные камни немецкого производства Shiazo, также не содержащие ни табак, ни никотин. Некоторые предприниматели, впрочем, пытаются обойти закон и другими способами. Однако юристы говорят о том, что они смогут спасти кальянный бизнес только на некоторое время. По их мнению, законодатель скоро «доведет закон до ума» и окончательно запретит курить в общественных местах.
Напомним, что антитабачный закон (№ 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака») был принят 1 июня 2013 года. Он предусматривает штрафы как с курильщиков, так и с юридических лиц, прямо или косвенно ответственных за то, что человек закурил там, где не следует: в школах, вузах, на спортивных и культурных объектах, в больницах, поликлиниках, в транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и в аэропорты, в помещениях социальных служб, в зданиях органов государственной власти, на рабочих местах, в лифтах и подъездах многоквартирных жилых домов, на детских площадках и пляжах. С 1 июня 2014 года курение табака запрещено во всех точках общественного питания.
Стоит отметить, что некоторые заведения общепита основной доход получали как раз от курения, например, кальянные, которые в последнее время стали очень популярны. Теперь этому бизнесу приходится несладко. Для того чтобы работать на законных основаниях, в кальянной не должно быть табака. Многие из них с 1 июня 2014 года стали предлагать своим клиентам бестабачные курительные смеси и камни. Однако желающих их курить не так много.
«В связи со вступлением в силу нового закона, у нас можно курить только безникотиновые смеси. Мы предлагаем своим клиентам Soex. Скорее всего, табак у нас уже никогда не появится: он же теперь запрещен. В связи с этим посетителей у нас стало заметно меньше. В основном приходят покушать, но бывает, что и кальяны заказывают, правда, безникотиновые не очень популярны», — рассказал представитель кальян-бара «Ganesh».
Сотрудники ресторана Black Brilliant обнадеживают своих посетителей, заявляя, что скоро здесь откроется специальная зона для курения. В «Русской чайной», по заверениям ее сотрудников, клиентов стало немного меньше. Однако курят завсегдатаи этой кальянной теперь только специальные камни и смеси. То же самое заявили в кальян-баре «Джинн», в «Подземной империи» и кафе «Старый джинн». Несмотря на то, что их сотрудники уверяют, что постоянные клиенты их не забывают, они уже не могут с уверенностью говорить о будущем. «Пока работаем, а там посмотрим», — заявили они.
Отметим, что, по мнению некоторых экспертов, курение безникотиновых смесей и камней тоже должно быть запрещено.
«Бестабачная смесь — это смесь на основе сахарного тростника, пропитанного глицерином. У нас широко используются смеси Soex. В общем-то никто пока не знает, как они влияют на организм, так как они появились относительно недавно. В этом и заключается их главный недостаток. Я сомневаюсь, что их можно курить в ресторанах, потому что под закон попадает, как я понимаю, все — и курительные камни, и табак и смеси. Мне кажется, что в данном случае для рестораторов это не выход из ситуации. Когда правоохранители возьмутся всерьез за исполнение закона, то рестораны попадут под санкции», — рассказал менеджер интернет-магазина hookah66.ru Михаил Шабалин.
Он пояснил, что в кафе и ресторанах, кроме индийских смесей Soex, широко используются курительные камни Shiazo производства Германии. По его мнению, они не сильно отличаются от табака, также пропитываются глицерином и фруктовой добавкой. Кроме того, он предположил, что безникотиновые смеси рестораторы предлагают только для тех клиентов, которых не знают, а вот для постоянных достают из-под полы табак.
Эксперт, который пожелал остаться неизвестным, рассказал, что некоторые рестораторы пытаются оформить кальянную и общепит в своем заведении на два разных юрлица с разными владельцами. По их мнению, даже если два этих бизнеса территориально расположены в одном месте, претензий со стороны правоохранителей к ним возникнуть не должно.
По мнению юристов, эти способы ухода от исполнения закона действенны до тех пор, пока закон еще «сырой и необкатанный». Однако законодатель в ближайшем будущем, считают они, должен довести его до ума.
«Очень часто юристы советуют своим клиентам методы, с помощью которых можно обойти закон, потому что каждый вновь принятый закон имеет уйму несостыковок, он «сырой», потому что у него нет практики. Однако эти меры смогут помочь только в краткосрочный период времени. Во всяком случае они затруднят правоохранительную практику исполнения законодательства тем органам, которые будут контролировать исполнение закона. Но после того, как они подготовят свои рекомендации и отчитаются, законодатель сможет закон поменять. Однако возможен и такой вариант, когда правоохранители доведут дело до суда, и владелец кафе, которое находится в одном помещении с кальянной, его проиграет», — прокомментировал ситуацию директор юридического агентств «Юрлига» Леонид Волков.
Партнер ЮК «Генезис» Василий Сосновский считает, что организация курения кальяна путем оформления двух юридических адресов позволит лишь отнести расходы по оплате штрафов не на основную организацию общепита, а на кальянную. Он также не исключает, что кальянные, продолжающие осуществление своей деятельности после вступления в силу второй части антитабачного закона, будут привлекаться к административной ответственности.
В целом юристы считают, что антитабачный закон требует доработок в основном из-за того, что он очень категоричен. Они отмечают, что предпринимателей, которые пытаются обойти этот закон, можно понять, ведь они пытаются сохранить свой бизнес. Однако они полагают, что законодатель в дальнейшем проявит настойчивость и доведет этот закон до исполнения через жесткие санкционные меры.