«Мобильный банк» Сбербанка: как у клиентов «уводят» деньги
В последнее время участились случаи мошенничества с банковскими картами через систему смс-банка Сбербанка России. Так, при смене сотового номера клиенты кредитных учреждений рискуют потерять все свои деньги с карты. Дело в том, что когда старый номер клиента банка попадает к новым владельцам, то вместе с ним абонент может получить и доступ к банковскому счету, если была подключена услуга «мобильный банк». Пользуясь удобным случаем, злоумышленники с помощью смс «уводят» денежные средства с карт. Зачастую жертвами мошенничества становятся клиенты Сбербанка России. В редакцию УрБК обратился мужчина, у которого на днях с карты банка таким способом «увели» денежные средства. По мнению экспертов, вернуть средства пострадавшему клиенту должно кредитное учреждение.
«Мобильный банк» Сбербанка — это простой смс-сервис, с помощью которого клиенты могут управлять счетом с помощью сотового телефона. Информация обо всех операциях по картам приходит владельцу карты на мобильный в виде сообщений. С помощью этого сервиса клиенты могут совершать платежи, переводы и другие операции через телефон в любое время. При этом если клиент банка меняет номер телефона, а банк не удаляет его из базы, то карточным счетом можно управлять с двух номеров: нового и старого.
Подобным образом пострадал клиент Сбербанка. В конце июня владелец социальной карты Maestro, на которую он получает пенсию, поменял номер сотового телефона, к которому был подключен мобильный банк.
«В конце июня я поменял номер сотового телефона. Обратился в отделение банка, где попросил старый номер вычеркнуть из договора и системы «мобильный банк». Мы составили заявление, я его подписал. Мне сказали, что теперь сообщения будут поступать на новый номер. Но буквально 3 августа мне пришло смс, что с помощью моего старого номера оплачены какие-то услуги сначала на 100 руб., а потом на 8 тыс. руб. Всего на карте было чуть больше 11 тыс. руб. Я попытался позвонить по старому номеру — тот был отключен. Тогда я обратился в ближайшее отделение Сбербанка и написал заявление. Мне сказали, что оно будет рассмотрено в срок от 7 до 30 дней», — рассказал потерпевший.
Сразу после этого клиенту Сбербанка пришло смс на новый номер, что старый номер отключен от услуги «мобильный банк» по его карте. Также клиент банка написал заявление в полицию.
Однако в пресс-службе Уральского банка Сбербанка России пояснили, что данным клиентом не было оформлено заявление об отключении старого номера.
«Клиент обратился в офис только для подключения нового номера, но заявления об отключении старого не написал. Эта процедура не происходит в автоматическом режиме, поскольку пользователям предоставлена возможность «привязать» к «мобильному банку» сразу несколько телефонных номеров», — сообщили в банке.
Сейчас в кредитном учреждении выясняют, почему клиентом не было оформлено письменное заявление об отключении старого номера, и были ли допущены какие-то ошибки сотрудниками банка при взаимодействии с клиентом. Если такие ошибки будут выявлены и подтвердится факт мошенничества со стороны третьих лиц, банк вернет деньги. Когда клиент сам забывает отключить свой прежний номер от «мобильного банка», и в результате этого происходит хищение, средства банком не возвращаются.
По словам старшего партнера группы правовых компаний «Интеллект-С» Романа Речкина, этот вопрос сейчас регулируется статьей 9 федерального закона «О национальной платежной системе». Она предусматривает, во-первых, обязанность банка уведомлять клиента о каждой совершенной операции (в порядке, установленном договором, обычно это смс-информирование), во-вторых, если операция совершена без согласия клиента, он должен сразу же после того, как ему стало известно о такой операции, уведомить об этом оператора (банк). В этом случае оператор (банк) обязан возместить клиенту деньги по операции, совершенной без согласия клиента, после получения указанного уведомления.
«Поскольку при смене номера клиент уведомлял об этом банк, в подобной ситуации вина банка практически бесспорна. Поэтому есть вероятность, что банк возместит клиенту потерянные деньги без обращения в суд. Если такое соглашение с банком не будет достигнуто, эти деньги, скорее всего, взыщет в пользу клиента суд», — считает юрист.
Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов подчеркивает, что важно определить, с чьей стороны была допущена халатность — банка или сотового оператора.
«Если данные действия продиктованы халатностью оператора связи, то все убытки, связанные со случайной передачей информации третьим лицам, несет виновное лицо, в данном случае оператор сотовой связи. В дальнейшем если будет подтвержден факт мошеннических действий со стороны получателя данной информации и использования её в своих интересах, то в рамках уголовного преследования возмещение ущерба будет отнесено на него», — пояснил Артем Денисов.
По его словам, если идет речь о мошеннических действиях с использованием Интернета, то технически нет никакой сложности отследить, куда уходила информация, как она была использована, с какого IP адреса. Привлечение к уголовной и гражданской ответственности, как правило, идут параллельно и не мешают друг другу. Обычно чтобы упростить доказывание факта причинения убытков, осуществляется уголовное преследование, затем по материалам уголовного производства и в его рамках заявляется гражданский иск.
В Сбербанке подчеркнули, что большинство подобных ситуаций происходит именно из-за забывчивости клиентов.
«При смене телефонного номера, к которому привязана услуга sms-информирования по банковской карте, мы рекомендуем оперативно обратиться в банк и отключить старый номер от этого сервиса. Это позволит избежать попадания информации о ваших банковских операциях к посторонним людям и возможного мошенничества. Банк не может самостоятельно отследить смену собственника мобильного номера, а отключить «мобильный банк» имеет право только сам клиент по письменному заявлению», — пояснили в пресс-службе банка.
Впрочем, такая история с мошенничеством с банковскими картами Сбербанка через систему «мобильный банк» не редкость, Интернет переполнен подобными рассказами.
Еще об одном инциденте стало известно в прошлом месяце. Так, одна из жительниц поселка Северка Свердловской области, которая также является клиентом банка, лишилась своей зарплаты. По ее словам, 15 июля она получила зарплату на карту Сбербанка — 22 тыс. руб. Правда, снять средства в тот же день не удалось из-за большой очереди у банкомата. Однако уже вечером выяснилось, что все деньги с карты уже кто-то снял через «мобильный банк».
Некоторое время назад женщина также сменила номер сотового телефона, к которому была прикреплена банковская услуга. При этом клиентка банка обращалась в отделение с просьбой переключить «мобильный банк» на другой номер. Однако никакого заявления написать не попросили. Уведомления об операциях по карте стали просто приходить на новый номер.
После инцидента с пропажей средств в банке выяснили, что старый номер клиента тоже работал, и к нему был подключен «мобильный банк». Также в кредитном учреждении пояснили, что украденные деньги ей не вернут, потому что она не написала заявление на отключение старого номера телефона.
По словам экспертов, в случае отказа банка возвращать украденные средства с карт клиенты кредитного учреждения могут обратиться в суд.
Но самой неприятной как для самого банка, так и для его клиентов стала бы версия о том, что к пропаже денег с карт могут быть причастны непосредственно сотрудники кредитного учреждения.
УрБК будет следить за развитием событий.