Управляющий партнер ЮК “Генезис” Артем Денисов для DK.Ru о том, как скажется серьезное падение курса рубля по отношению к доллару и евро на юридических услугах

Для юристов и положительные, и отрицательные тенденции в экономике могут иметь свои плюсы

Утром 15 октября курс доллара обновил исторический максимум и впервые превысил отметку в 41 руб. Евро на открытии торгов превысил 51,9 руб. Обе валюты третий день обновляют рекордные значения. Позднее министр финансов Антон Силуанов заявил, что Минфин в течение месяца начнет проводить валютные депозитные аукционы для сглаживания колебаний курса рубля.
 

«Сейчас есть определенное давление на рубль. С тем, чтобы его немного снизить, мы приняли решение в Минфине проводить валютные аукционы. Это будет несколько миллиардов долларов», — цитирует министра «Интерфакс».

 
Между тем в уральских компаниях отмечают: зачастую рост курса валют не оказывает непосредственного влияния на бизнес, однако сильно влияет на отдельных направлениях работы. В частности, на вторичном рынке недвижимости Екатеринбурга цены исторически номинируются в рублях и в связи с изменением курсов не пересматриваются, говорит Ирина Зырянова, управляющий директор ООО «Бюро недвижимости Зыряновой». Однако серьезное падение цен на жилье из-за отсутствия спроса повлечет негативные последствия как для инвесторов, так и для покупателей.
 

«Девальвация рубля может сказаться на рынке недвижимости опосредованно, если банки — крупные игроки на рынке ипотеки существенно уменьшат объемы кредитования. При этом снижение рыночной цены недвижимости вряд ли произойдет, поскольку расходы застройщиков имеют только тенденцию к увеличению в связи с постоянным подорожанием стоимости земли и стройматериалов», — предупреждает г-жа Зырянова. 

 
Сейчас из-за отсутствия спроса стоимость переоцененных объектов начинает снижаться, что влечет за собой и снижение средней цены квадратного метра. Текущий кризис приведет в равновесие спрос и предложение: цены скорректируются до адекватных рыночных значений, говорит руководитель бюро. Однако тем, кто рассчитывает на снижение цен и возможность дешевых покупок, участники рынка недвижимости советуют не питать иллюзий.
 

«Сильное падение стоимости недвижимости будет означать соответствующее снижение доходности для инвесторов, как следствие  сокращение новых объектов, сокращение предложений на рынке, увеличение сроков строительства, вероятное разорение небольших игроков, возможное увеличение обманутых дольщиков. Думаю, что это не та цена, которую можно уплатить за «долгожданное снижение цен», за что ратуют отдельные горячие головы. Да и потом, снижение цены не обязательно означает увеличение доступного жилья. Если для банков ипотека станет слишком рискованна из-за обесценивания залогов, то при сокращении объемов ипотеки, увеличения размера первоначального взноса, роста ставки или сокращения срока кредита основная масса покупателей не сможет купить даже сильно подешевевшие объекты», — резюмирует Ирина Зырянова.

 
С точки зрения клиентского спроса в сегменте b2c валютная нестабильность не окажет заметного влияния на рынок телекоммуникационных услуг, говорит Илья Васкецов, коммерческий директор ЗАО «АКАДО  Екатеринбург».
 

«ШПД (Интернет) и телевидение сегодня  это стабильно востребованные коммунальные услуги, и вопрос об отказе от них у потребителей не стоит. Что касается операторов связи, их операционная деятельность, которая лежит в основном в рублевой зоне, также не пострадает ни сейчас, ни в будущем. А вот инвестиционная деятельность испытает определенное давление, особенно у импортоориентированных компаний, приобретающих оборудование за рубежом, так как оно неизбежно будет дорожать»,  говорит г-н Васкецов.

 
Впрочем, заметных изменений не стоит ожидать ранее 2015 г., так как 2014-й уже «отыгран», большая часть сделок проведена. Смягчить негативные последствия в будущем поможет модель импортозамещения операторов связи, в том числе поддерживаемая государством, считает эксперт.
 
На рынке сотового ритейла влияние валютных скачков тоже пока несущественно, говорит директор розничной сети «МТС Урал» Даниил Хрусталев. По его словам, спрос на гаджеты не снижается, но постепенно уходит в сторону бюджетных устройств.
 

«Несмотря на удешевление российской валюты, вендоры и ритейлеры не стали повышать цены на новые партии смартфонов. Однако из-за перераспределения спроса в сторону более дешевых устройств продолжилось снижение среднего чека на смартфон, который в третьем квартале составил 7 753 руб. в России. В годовом исчислении темп удешевления смартфонов в третьем квартале 2014 г. замедлился до 14,9%, в предыдущий отчетный период смартфоны за год подешевели на 17,1%», — говорит г-н Хрусталев. 

 
Аналитика МТС показывает, что доля продаж планшетов стоимостью до 5 тыс. руб. выросла до 85% в общей структуре продаж планшетных компьютеров. В продажах смартфонов такого ценового сегмента отмечается аналогичная тенденция. 
 

«Однако это не связано с изменением валютных курсов — спрос на бюджетные гаджеты был высок всегда, сейчас он стимулируется повышением производительности недорогих аппаратов. А операторы напрямую заинтересованы в стимулировании продаж именно бюджетных устройств: покупая первый смартфон вместо обычного телефона, абонент начинает потреблять услуги передачи данных, а это главный драйвер роста выручки сотовых компаний», — отмечает участник рынка.

 

Впрочем, потребители по-прежнему готовы покупать смартфоны дороже 10 тыс. руб., однако предпочитают в основном LTE-гаджеты, заключает директор розничной сети «МТС Урал».

 
Дмитрий Углов, генеральный директор екатеринбургского интернет-магазина по доставке продуктов Da-Mart.ru, отмечает, что продуктовые ритейлеры не имеют прямых отношений с валютой, и на основной деятельности это никак не сказывается. Цены, впрочем, растут, однако это связано в том числе с влиянием санкций.
 

«В некоторых случаях стоимость продуктов питания растет. Но с учетом того, что сейчас действуют санкции и 90% товара закупается именно у местных производителей, выручка, естественно, идет в рублях, и на финансовом положении компании это не сказывается. Цены по сравнению с весной, безусловно, изменились, но это ежегодное явление, которое носит сезонный характер, хотя к ним сейчас приковано пристальное внимание. Но гиперроста цен нет, договоры с поставщиками заключены на квартал, и ни один из них не был расторгнут», — говорит г-н Углов.

 
На юридических компаниях, получающих основную выручку за счет корпоративных клиентов, но обслуживающих в том числе и физических лиц, изменения курса валют сказываются по-разному. Однако и они чутко реагируют на колебания рынка, только вслед за компаниями-клиентами, говорит Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис». Примечательно, что реакция не всегда тождественна положению предприятия-клиента. Здесь возможны два варианта влияния на положение юридического бизнеса. В первом случае объем работы растет, если компания оказывает услуги по ликвидации просрочки задолженности, сбора долгов, сопровождению процедуры банкротства и т. д. Во втором  нагрузка снижается за счет того, что предприятие-клиент аккумулирует денежные средства на основной вид деятельности и сокращает издержки на аутсорсинг, отмечает он.
 

«Возникновение первого или второго варианта зависит от уровня организованности и аккуратности в работе компании-клиента, которую она вела до вхождения в кризис, и ее планов на преодоление кризисного периода»,  говорит г-н Денисов.

 
Наиболее сильное влияние валютная нестабильность оказывает на туристический рынок. Ольга Гуляр, директор группы компаний «Зима-Лето», сравнивает сегодняшнюю ситуацию с тем, что было в 1998-м и 2008-м гг., и отмечает  текущий кризис самый сложный:
 
«Наложились сразу несколько негативных факторов. Еще перед началом сезона отпусков выезд за рубеж запретили сотрудникам силовых структур  это снизило турпоток. Затем началась череда банкротств туроператоров. Кризис ликвидности банков привел к тому, что туроператоры лишились возможности перекредитовываться под обороты  только под залоги. Но оборачиваемость на нашем рынке сумасшедшая, а залогов нет. Череда банкротств еще не закончена, в ближайшие полгода мы еще не раз станем свидетелями падения крупных компаний. Дальше  начались санкции, а теперь  падение курса рубля.
 
И среди потенциалных клиентов царят панические настроения. Страх потерять работу, неуверенность в завтрашнем дне заставляют отказаться от поездок. Все-таки туризм  это не продукт первой необходимости.
 
Мы прогнозировали ухудшение экономической ситуации еще в начале года, поэтому начали проводить оптимизацию затрат. Плюс  составили «черный список» туроператоров и сконцентрировались только на самых надежных партнерах».
 
Впрочем, по словам г-жи Гуляр, ситуация всегда развивается по синусоиде  сначала рынок падает, но затем быстро растет:
 

«Люди, которые сейчас отложили поездку, обязательно поедут позже. Как только экономическая и внешнеполитическая ситуация стабилизируется, количество желающих выехать на отдых за границу резко возрастет».

Напомним, в начале октября 2014 г. курс доллара превысил 40 руб. Уральские банкиры, опрошенные DK.RU, отмечали два возможных сценария развития событий и давали советы по сбережению накоплений


DK.Ru

Scroll to Top