Ритейлеры могут не платить за проигрывание в своих магазинах композиций западных музыкантов, выпущенных до 26 мая 2003 года. Комментарий управляющего партнера ЮК Генезис Артема Денисова для журнала Административное право

Все дело в том, что Римская конвенция не имеет обратной силы

Сладкая музыка…

Как постановил российский суд по интеллектуальным правам, ритейлеры могут не платить за проигрывание в своих магазинах композиций западных музыкантов, выпущенных до 26.05.2003. Такое решение было принято по результатам рассмотрения иска Всероссийской организации интеллектуальной собственности к «Metro Cash&Carry», в котором заявитель требовал от ответчика компенсировать 500 000 рублей за публичное исполнение 11 фонограмм западных исполнителей в сети магазинов. Охрана прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций осуществляется в соответствии с Международной конвенцией, в то время как Россия присоединилась к ней только в 2003 году. Следовательно, записи, сделанные до этой даты, не попадают под действие документа, и музыка может транслироваться в общественных местах бесплатно.

 

Артем Денисов, управляющий партнер ЮК «Генезис»:

– Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций была заключена в Риме 26.10.1961 (отсюда название «Римская конвенция»). Конвенция вступила в силу для России 26.05.2003.

Конвенция предоставляет правовую охрану трем видам указанных смежных прав, и начиная с 26.05.2003 полноценная охрана предоставляется в России изготовителям фонограмм, в том числе иностранным. При этом следует учитывать, что конвенция не имеет обратной силы, так как согласно пункту 2 статьи 20 конвенции ни одно договаривающееся государство не обязано применять положения данной конвенции к имевшим место исполнениям или передачам в эфир, к фонограммам, первая запись которых была осуществлена до даты вступления конвенции в силу для данного государства.

Следует отметить, что статья 7 конвенции лишает артиста-исполнителя возможности требовать защиты своих интересов, когда использованное для сообщения публике исполнение было ранее записано или передавалось в эфир с его согласия. Указанная статья также лишает исполнителя возможности требовать охраны от незаконного воспроизведения исполнения, если воспроизведение это осуществляется с фиксации, произведенной с его согласия. Таким образом, охрана прав исполнителя отдается на усмотрение производителя фонограмм или вещательной организации, которые и должны принимать меры против использования, наносящего ущерб исполнителю. Аналогичная норма есть и в законодательстве РФ. Так, согласно пункту 1 статьи 1326 Гражданского кодекса публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.

Журнал Административное право

Scroll to Top