Ставки по аренде в Челябинской области могут кратно вырасти
Власти Челябинской области намерены изменить методику расчета размера арендной платы за госимущество, поясняя, что базовая ставка аренды не менялась в регионе с 2007 года и сейчас на 40% ниже рыночной. Предприниматели считают, что на фоне сокращения спроса на рынке аренды повышать ставки логичнее только для высокодоходных помещений.
Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области разработало поправки в закон «Об аренде имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области», согласно которым будет изменена методика расчета арендных ставок за госимущество. По действующей редакции закона размер арендной платы определяется исходя из остаточной стоимости имущества, что, по мнению министерства, приводит к необоснованному и значительному снижению размера ставки по сравнению с размером, определенным исходя из площади сдаваемого в аренду имущества. Изменения предполагают определение рыночной стоимости арендной платы в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Как пояснили в пресс-службе министерства, в настоящее время базовая величина арендной платы за пользование госимуществом в регионе составляет 340 рублей за квадратный метр. «Базовая величина арендной платы не менялась с 2007 года и на данный момент не соответствует рыночным условиям, — отметил министр имущества и природных ресурсов Алексей Бобраков. — Ориентировочно увеличение неналоговых поступлений в областной бюджет в связи с повышением ставки составит 3 млн рублей». В прошлом году областной бюджет от аренды всего госимущества (недвижимое и движимое имущество) получил 67,4 млн рублей. Законопроект внесен губернатором Борисом Дубровским в региональное заксобрание.
В министерстве считают, что арендаторы не откажутся от использования госимущества после вступления в силу закона. «Планируется установление базовой величины арендной платы в размере 480 рублей, которая с учетом применения повышающих и понижающих коэффициентов является средней по результатам мониторинга цен стоимости квадратного метра в Челябинской области», — пояснили в пресс-службе. По данным министерства, основными арендаторами госимущества являются коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и федеральные учреждения. Всего в пользовании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей находится почти 23 тыс. кв. метров помещений.
«С точки зрения логики правительства я эту инициативу поддерживаю, потому что остаточная стоимость объекта зачастую никак не соотносится с рыночной. Иногда она нулевая или даже отрицательная, в то время как рыночная составляет значительную сумму. Нужно делать независимую оценку объекта имущества и уже, по крайней мере, реально представлять стоимость объектов, с которыми они работают», — говорит глава комитета заксобрания по экономической политике и предпринимательству Дмитрий Мешков. Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов отмечает, что принятие закона направлено на обоснованное увеличение доходов областного бюджета и установление рыночных отношений между сторонами в рамках аренды госсобственности. «Опять же больше ограничений для коррупции, так как все завязывается на законе об оценочной деятельности и отчету оценщика о стоимости аренды. То есть, если что-то и можно сделать, то только на этом этапе, и опять же, если заинтересованная сторона будет не согласна с отчетом оценщика, то она сможет его всегда в суде оспорить», — говорит юрист.
Вице-председатель совета регионального отделения «Опоры России» Арсен Унанян не исключает, что изменения могут негативно сказаться на предпринимателях. «Многие объекты были сданы достаточно давно в целях поддержки предпринимателей, но нередко выходило так, что объекты получали состоятельные бизнесмены за копейки. Возможно, после смещения ставки часть помещений отойдет тем, кто в этом на самом деле нуждается. Но с другой стороны, в случае резкого поднятия ставки предприниматели могут не захотеть брать их по такой цене», — считает эксперт. По мнению господина Унаняна, в условиях падения рынка аренды на 40–45% было бы логично сегментировать территории города, повышая арендные ставки только для высокодоходных помещений и не повышая их для окраин города, а не создавать единые правила для всех.