Юридические моменты при переводе персонала на удаленный режим работы от ЮК Генезис

Публикация статьи Артема Денисова на Lean-Center.ru

Перевести персонал на УРР – зачастую хорошая идея, но надо сделать это правильно и с юридической точки зрения, чтобы потом не было судебных рисков и т.п. Какие риски здесь есть и как их лучше всего минимизировать?

По просьбе портала LEAN-CENTER.RU своим мнением делится Артем Денисов, управляющий партнер Юридической компании “Генезис”:

Риск 1 – отсутствие записи в трудовой книжке сведений о работе (либо отсутствие трудовой книжки)

По общему правилу работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если данная работа является для работника основной. Это требование распространяется на работодателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.

Трудовой кодекс РФ разрешает не вносить в трудовую книжку запись о дистанционной работе и даже не оформлять трудовую книжку, если дистанционный работник устраивается на работу впервые (ч. 6 ст. 312.2 ТК РФ). Однако в силу указанной нормы это допустимо, только если между работником и работодателем имеется соответствующее соглашение. Форма соглашения об отказе оформлять трудовую книжку и/или заполнять ее законодательно не установлена.

Что необходимо сделать

Целесообразно оформить письменно, прописав в условиях трудового договора либо составив отдельный документ (например, заявление, написанное работником и завизированное работодателем). Это поможет впоследствии избежать возможных претензий со стороны работника по поводу того, что период его дистанционной работы не отражен в трудовой книжке, а также защитит работодателя от привлечения к ответственности за несвоевременное оформление данного документа.

Например, в трудовом договоре может быть сформулировано соответствующее условие.

В таком случае основным документом, подтверждающим стаж работника, будет его экземпляр трудового договора. Дополнительным подтверждением могут быть копии приказов о приеме на дистанционную работу и об увольнении, надлежаще оформленные работодателем. Такой вывод можно сделать из анализа положений ч. 5 ст. 312.1, ч. 2 ст. 312.5 ТК РФ.

Если такое соглашение отсутствует или впоследствии возникает необходимость внести сведения о дистанционной работе в трудовую книжку, работнику надлежит предъявить ее лично либо направить по почте заказным письмом с уведомлением. Тому, кто поступает на работу впервые, трудовую книжку должен оформить работодатель.

Риск 2 – обмен документами с работником посредством электронных средств связи без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – УКЭП).

Лицо, поступающее на дистанционную работу, может предъявить работодателю документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, в электронном виде.

Обязательным условием обмена электронными документами между работодателем и дистанционным работником является использование усиленной квалифицированной электронной подписи (ч. 4 ст. 312.1 ТК РФ).

Электронный документ, подписанный УКЭП, законодательством приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами прямо предусмотрено требование о необходимости составления документа только на бумажном носителе (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ).

Электронный документ, подписанный УКЭП и признаваемый равнозначным бумажному документу с собственноручной подписью, признается аналогом документа в бумажном виде, подписанного собственноручной подписью и заверенного печатью, обязательное наличие которой предусмотрено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота.

Что необходимо сделать

  1. Потребовать работника получить УКЭП
  2. Работодатель вправе потребовать, чтобы нотариально заверенные копии этих документов были направлены ему по почте заказным письмом с уведомлением (ч. 3 ст. 312.2 ТК РФ).

В таком же порядке происходит работника с локальными нормативными актами организации.

Риск 3 – заключение трудового договора ненадлежащим образом и отсутствие условия о дистанционной работе может повлечь ответственность для работодателя за нарушение трудового законодательства.

Трудовой договор о дистанционной работе можно заключить как в бумажном виде, так и в электронной форме – путем обмена между работником и работодателем электронными документами с использованием обеими сторонами усиленной квалифицированной электронной подписи (ч. 4 ст. 312.1 ТК РФ, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ).

Что необходимо сделать

Работодатель не позднее трех календарных дней с момента заключения договора обязан направить работнику по почте заказным письмом с уведомлением экземпляр договора в бумажном виде (ч. 2 ст. 312.2 ТК РФ).

В договоре обязательно нужно указать вид работы – дистанционная

Имеет смысл указать в трудовом договоре, что правила внутреннего трудового распорядка распространяются на работника в части, не противоречащей сути заключенного с ним трудового договора.

Такая рекомендация связана с тем, что ч. 1 ст. 312.4 ТК РФ работнику предоставлено право самостоятельно распределять свое рабочее время и время отдыха. Однако данное положение вступает в противоречие с обязанностью подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации (ст. 15 ТК РФ).

Помимо обязательных, в договор по соглашению сторон могут быть включены дополнительные условия, не ухудшающие положение работника , в частности:

  • о порядке внесения записей в трудовую книжку;
  • о порядке и сроках обеспечения работника необходимым для выполнения трудовых обязанностей оборудованием, иными техническими средствами, а также программным обеспечением в соответствии с требованиями работодателя.

Риск 4 – установление трудовым договором о дистанционной работе дополнительных оснований его расторжения по инициативе работодателя дискриминационного характера.

Трудовой договор с дистанционными работниками может быть прекращен по общим основаниям, установленным Трудовым кодексом РФ.

Вместе с тем, в трудовом договоре могут быть предусмотрены дополнительные основания для увольнения дистанционного работника по инициативе работодателя (ч. 1 ст. 312.5 ТК РФ). Например, может быть оговорено право работодателя уволить работника, если количество вычислительных, корректорских ошибок, допущенных при выполнении работы, превысит допустимый процент, установленный трудовым договором, а также в случае регулярного (более двух раз) несоблюдения формата отчета о выполненном задании и др.

Установленные трудовым договором о дистанционной работе дополнительные основания его расторжения по инициативе работодателя не должны носить дискриминационного характера. В силу ст. 3 ТК РФ не допускается ограничение трудовых прав и свобод в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Что необходимо сделать

Во избежание спорных ситуаций и двоякого толкования дополнительные условия целесообразно формулировать в договоре предельно четко.

Не являются дискриминацией такие ограничения прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями.

Lean-Center.ru

Scroll to Top