Комментарий управляющего партнера ЮК Генезис Артема Денисова для пермской газеты Business-Class
Сегмент совместных покупок в интернете продолжает набирать обороты. По оценкам участников рынка, наблюдается рост числа покупателей и объемов приобретаемых товаров в пределах 10-40%. В немалой мере этому способствовала ситуация в экономике: средств у людей становится меньше, а значит, они пытаются минимизировать свои затраты.
По словам создателя интернет-магазина детской обуви мелким оптом «Делёнка» Александра Бородина, порой совместные покупки позволяют существенно сэкономить. Для некоторых покупателей – в основном молодых мам, ухаживающих за детьми, это способ проявить свою социальную значимость, наладить или восстановить коммуникации, нарушенные в связи с рождением ребенка, своего рода клуб по интересам, который позволяет общаться и при этом еще и экономить», – объясняет Александр Бородин.
Михаил Пестерев, генеральный директор компании CityNature, также отмечает, что метод совместных закупок позволяет существенно экономить на приобретении различных товаров. «Набирается группа людей, которые желают купить продукцию определенных брендов по оптовым ценам, при этом заказывая товары поштучно. За счет массовости набирается определенная пороговая сумма общего заказа, с которой группа становится интересна online-агрегатору. Оптовый магазин получает консолидированный заказ от одного лица, пусть даже он содержит 500 разных позиций.
За счет того, что у оптовика имеются прямые договоры с дистрибьюторами брендов, удается получить максимально выгодную цену товаров. Не секрет, что специализированный магазин косметики делает наценку 60-120%, а сетевые ритейлеры – 40-50%. Участвуя же в совместных закупках, можно существенно экономить. Выгоднее купить парфюм за 1800 рублей, а не за 3000, мыло ручной работы за 60 рублей, а не за 150», – поясняет Михаил Пестерев.
Пермяки в почете
По оценкам экспертов, наиболее популярными у пермяков являются региональные форумы совместных покупок (СП). «В Пермском крае можно выделить двух крупных игроков на рынке: форумы совместных покупок «Микай» и «Купим вместе». Первый – насчитывает более 75 тыс. пользователей и имеет в своем портфеле 31 пункт выдачи. Второй – более 18 тыс. пользователей», – рассказывает Татьяна Майорова, генеральный директор форума совместных покупок «Микай».
По словам одного из участников совместных покупок, оба форума имеют строгие правила ведения выкупов и требования к организаторам. Помимо двух крупнейших игроков собеседник «bc» называет spvpermi.ru, 59da.ru, raduga-sp.ru. По словам Татьяны Майоровой, из федеральных игроков можно выделить ресурс «Репка». «У пермяков он менее популярен, так как является только рекламной площадкой для организаторов и не несет ответственности перед конечными потребителями за качество товаров и услуг», – добавляет Татьяна Майорова.
Евгения Кубатина, руководитель интернет-магазина детских товаров «Пеленашка», рассказывает, что популярными сайтами, на которых организаторы совместных покупок приобретают товары, являются «Ортодон», «Фемина», «СимаЛэнд», «ТрикотажПлюс» и другие.
От 20 до 75
Традиционно основными участниками совместных закупок, по данным экспертов, являются женщины в возрасте 24-35 лет. Однако, по словам Татьяны Майоровой, сейчас аудитория СП серьезно расширилась. «Есть определенная активность среди мужчин, диапазон возраста покупателей расширился существенно (20-75 лет). Растет уровень информационной грамотности среди людей старше 55 лет, соответственно, они пополняют ряды активных участников совместных покупок», – рассказывает Татьяна Майорова.
По ее словам, чаще всего люди приобретают детскую одежду и обувь, бытовую химию. Наблюдается также тенденция роста покупок продуктов и товаров, которых нет на полках пермских магазинов, добавляет Татьяна Майорова.
«На форумах совместных покупок можно купить практически все. Некоторые – даже булочки и пирожки там умудряются продавать или покупать», – добавляет один из участников СП.
По словам Татьяны Майоровой, средний чек форума «Микай» сегодня колеблется в пределах 450-700 рублей. По оценкам Евгении Кубатиной, он составляет порядка 1-1,5 тыс.
Если говорить о среднем чеке организаторов совместных покупок, то, по словам Александра Бородина, в сегменте детской обуви осенью 2015 года он составлял 10-12 тыс. рублей. Сейчас – 7-9 тысяч рублей. «Уменьшение средней суммы чека связано с сезонностью товара. Если осенью покупателей интересовала теплая обувь (сапожки из мембраны, валенки и пр.), то сейчас люди готовятся к весне и лету, покупая ботинки на байке, резиновые сапоги, кеды, сандалии и прочее», – добавляет Александр Бородин.
Свое родное
Основной объем совместных покупок приходится на российские магазины. По оценкам Евгении Кубатиной, их доля составляет сегодня порядка 90%. Один из участников СП отмечает, что из-за роста курсов евро и доллара сейчас сокращаются покупки в иностранных магазинах. Еще одна тенденция – выбор более демократичных марок товаров. Татьяна Майорова отмечает, что сегодня наблюдается тенденция к увеличению среднего чека. То есть даже более обеспеченные слои населения стали принимать активное участие в совместных покупках, добавляет собеседница.
Важный момент в совместных покупках – это доверие. «100-процентной гаранти нет. Участнику может прийти пересорт (товары не того цвета или размера и др. или другая вещь). В этом случае все зависит от совести организатора, он может вернуть деньги и забрать ненужное или же сказать: «Что мне прислал поставщик, то и отдал». Бывают случаи, что участник не платит, организатор компенсирует из своих средств или просит поставщика изменить счет. Затем такой участник попадает в черный список», – рассказывает один из участников СП.
По словам Александра Бородина, среди организаторов СП тоже могут попадаться нечестные люди, но, как показывает практика, такие случаи очень редки.
«Участник совместной покупки может оказаться потребительским террористом, но вероятность встретить их не выше, чем в обычной розничной торговле», – добавляет Александр Бородин.
Михаил Пестерев еще одним минусом совместных покупок называет время, которое пользователи тратят на поиск соответствующей группы по интересам, проверку состоятельности организатора, выбор позиций, ожидание комплектования заказа и доставку товара. Поэтому, по его прогнозам, в ближайшей перспективе совместные закупки не составят конкуренцию традиционному ритейлу.
Татьяна Майорова отмечает, что число участников СП и объем покупок вырос на 40%, и прогнозирует продолжение этого тренда в 2016 году. «С одной стороны, сложная экономическая ситуация в стране заставляет поставщиков искать новые каналы сбыта, а с другой – и население ищет возможность экономии без ущерба качеству», – поясняет г-жа Майорова.
Аналогичной позиции придерживается Евгения Кубатина: «Группы и форумы совместных покупок еще долго продолжат пользоваться популярностью – до тех пор, пока уровень жизни не станет выше, люди будут экономить. Если учесть, что 2016 год станет сложным в финансовом плане, значит, и число желающих купить подешевле будет расти», – рассуждает Евгения Кубатина.
По оценкам Александра Бородина, совместные покупки «только в начале пути». «Доля в 1% от общих продаж говорит о том, что есть ресурс для развития. Думаю, что доля онлайн-покупок в будущем возрастет до 50%. При существующей на сегодня доле СП в интернет-торговле это позволит достичь уровня 10%. Совместные покупки в социальных сетях будут существенно потеснены СП, организованными на тематических агрегаторах с лучшим уровнем», – полагает Александр Бородин.
Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»:
– Совместные закупки – процедура абсолютно легальная, если в ней отсутствуют признаки предпринимательской деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей. Таким образом, если организатор берет процент на регулярной основе и не регистрирует корпорацию или ИП, то его деятельность окажется незаконной, если сделки оформляются через корпорацию, то все легально. Процедуру совместной закупки лучше сопровождать документально, то есть факт передачи денег кому-то из организаторов (инициаторов) процедуры лучше оформлять в виде целевого займа и т.д. В таком случае риск возможной потери денег будет минимизирован.