Нововведение проанализировала юрист ЮК Генезис Олеся Емельянова
Олеся Емельянова, юрист ЮК Генезис:
Комментируемый федеральный закон от 15.02.2016 содержит лишь одно изменение – в части круга лиц, в чью пользу наследник может совершить отказ от наследства. Определяя этот круг, законодатель как ранее, так и при разработке последних изменений придерживался подхода numerous clauses (исчерпывающее перечисление).
Ранее по ГК РФ к ним относились наследники по завещанию, по закону независимо от очереди, а также по праву представления и в порядке наследственной трансмиссии. Между тем в ГК РФ имела место неопределённость: может ли один наследник отказаться от наследства в пользу другого такого наследника, но к наследованию не призванного? (Поясним: существует несколько очередей наследников по закону, и призвание к наследству означает, что в данный момент наследство распределится только между числящимися в конкретной очереди).
Федеральный закон от 15.02.2016 ликвидировал пробел: призван или нет наследник по закону, значения не имеет. По сути это распространительное (расширительное) толкование прежнего порядка. Проиллюстрируем примером: завещания не было, к наследованию призваны наследники первой очереди – дети и супруга наследодателя. Допустим, супруга намерена отказаться от наследства в пользу родного брата наследодателя, а он к наследству не призывался, будучи наследником третьей очереди. Теперь возможность совершения такого отказа прямо предусмотрена законом.
Хорошо это или плохо? Для наследников точно ничего плохого нет: больше свободы и диспозитивности – больше возможностей, а пользоваться ими в полной мере или нет – личное дело каждого. Те, кого «миновали» посредством отказа, остаются ровно в такой же ситуации, что и при отсутствии отказа. Вопрос в другом: насколько это справедливо, закономерно и обоснованно?
Подобный порядок существовала ещё во времена СССР, когда наследственное право было предельно простым (это и понятно, наследовать было по сути нечего – нет множества сталкивающихся интересов, как нет и потребности в механизме, позволяющем их учитывать). В СССР среди наследников по закону было всего 2 очереди. Какой смысл их дифференцировать по факту призвания к наследованию для целей совершения отказа в пользу кого-либо из них?
В современной России в связи с изменением социально-экономического строя стало развиваться наследственное право. Появились целых 8 очередей наследников по закону, к наследованию призывается только одна очередь, а отказаться, согласно подходу судебной практики, существовавшему вплоть до 2012 года, можно было в пользу наследника любой очереди. Допустим, призванный наследник первой очереди совершает отказ в пользу наследника 8 очереди, минуя всех остальных. Подход сложился посредство калькирования предшествующего опыта. Соблюдён ли баланс интересов? До 2012 года и не задумывались. «Развернул» практику Верховный Суд РФ, указав, что отказ можно совершить лишь в пользу призванных наследников. Однако уже в 2013 году Конституционный Суд РФ вернулся к прежнему пониманию – игнорированию факта призвания наследника, в чью пользу совершён отказ. Возвращение к прежнему толкованию вызвано отнюдь не тем, что позиция Верховного Суда РФ противоречит Конституции РФ, а тем, что граждане отказывались от наследства, ориентируясь на предшествующую практику (до 2012 года), а на момент рассмотрения их споров суды признавали некоторые отказы недействительными только в связи с судебной переоценкой правовых норм. По мнению Конституционного суда РФ, такие перемены могут быть только на уровне закона. Но их так и не произошло.
Как это оценить? В сложившейся ситуации нужно придерживаться телеологического толкования закона (а для чего придумали ту или иную норму, с какой целью, в чьих интересах?). Главное в наследственном праве – воля наследодателя (нормы об обязательной доле – маленькое отступление от базового принципа в силу социальных реалий). Львиная доля ограничений связана со стремлением не исказить эту волю. Наследование по закону – попытка угадать, определить наиболее корректно, чего бы хотел наследодатель на случай своей смерти. Возможны два способа понимания: 1) отказ от наследства – это способ перераспределение долей между призванными наследниками (наследниками одной очереди), именно они наиболее близки наследодателю; 2) отказ от наследства – факт призвания значения не имеет, в этом случае наследник, в чью пользу совершён отказ, занимает позицию отказавшегося. Оба подхода вполне адекватны, сегодня, очевидно, априорное значение получил второй. Каково это для наследодателя? Надо полагать, вполне приемлемо. Если он хочет избежать произвольного распределения наследственной массы, то может заранее подназначить наследников. Для этого он должен быть заранее проинформирован о порядке наследования, что и обеспечил принятый закон.
Юридическая компания Генезис