Как применить закон о банкротстве физлиц?

Пермское издание Бизнес-класс обраилось за комментарием к управляющему партнеру ЮК Генезис Артему Денисову

С начала 2017 года количество подаваемых заявлений о банкротстве физических лиц выросло более чем на 20%. Закон еще новый и вызывает некоторые вопросы.

По данным арбитражного суда Пермского края, за первый квартал 2017 года количество подаваемых заявлений о банкротстве физических лиц выросло почти на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщает Наталья Шилова, заместитель директора департамента аудита ООО «Инвест-аудит», и добавляет, что за первые три месяца 2017 года подано 123 таких заявления (за аналогичный период прошлого года – 101). Она обращает внимание, что при этом количество принятых решений о признании физического лица банкротом не изменилось.

Наталья Шилова уже отмечает прогресс в рассмотрении дел о банкротстве в судах. В качестве примера она приводит статистику по Пермскому краю: в первом квартале 2016 года было завершено 10 дел, а в первом квартале 2017-го – уже 59 дел. «Потенциальных должников в Прикамье достаточно много, Объединенное кредитное бюро в 2016 году насчитало более 10 тысяч человек, у которых задолженность по кредитным договорам более 500 тыс. рублей при просрочке более 90 дней. С учетом кризисной ситуации данное количество вряд ли будет иметь тенденцию к снижению. Также следует учитывать, что этот относительно новый механизм «снижения долговой нагрузки» в большей мере стал востребован со стороны самих должников, нежели со стороны их кредиторов. Однако, скорее всего, в ближайшее время ситуация начнет кардинально меняться», – полагает Наталья Шилова. Аналогичной точки зрения придерживается начальник управления судебного взыскания Уральского банка реконструкции и развития Гузель Рахматуллина.

Эксперты отмечают «молодость» закона и добавляют, что до сих пор появляются вопросы относительно практики его применения. По мнению Артема Денисова, управляющего партнера юридической компании «Генезис», наиболее распространены вопросы процессуального характера. Речь идет о том, как обосновать заявителю достаточность своего имущества для финансирования процедур банкротства.

«Если должник обращается с заявлением о признании его банкротом, он обязан помимо внесения в депозит арбитражного суда денежных средств на выплату вознаграждения финансовому управляющему в размере, равном фиксированной сумме за одну процедуру банкротства, приложить к заявлению доказательства наличия у него имущества, достаточного для погашения расходов по делу о банкротстве. Применение на практике данного разъяснения вызвало вопрос о том, какое имущество может считаться достаточным для погашения расходов по делу о банкротстве», – комментирует Артем Денисов.

Вторая проблема действующего закона, которую видит эксперт, связана с имуществом, нажитым в браке. «Оно находится в общей совместной собственности супругов независимо от того, на кого оно оформлено, а долги, возникшие у каждого из супругов в течение брака, общими не считаются (за исключением не вполне определенного класса обязательств, связанных с нуждами семьи), – сообщает эксперт. – Закон о банкротстве не предусматривает возможности рассмотрения одного дела о банкротстве обоих супругов. Между тем в некоторых случаях такое рассмотрение целесообразно, например, когда все имущество супругов находится в их совместной собственности, а долговые обязательства являются общими», – заключает Артем Денисов.

Чаще всего в отношении должников применяется процедура реализации имущества. Согласно информации «Инвест-аудит», к середине апреля 2017 года было зафиксировано 521 дело о банкротстве физических лиц в Пермском крае. «Из них процедуры реализации имущества введены в 375 случаях, а процедуры реструктуризации задолженности – 146 раз. То есть примерно в 72% случаев происходит реализация имущества физических лиц, а в 28% дел происходит реструктуризация задолженности», – говорит Наталья Шилова.

По оценкам экспертов, информации о прецедентах, связанных с фиктивным или преднамеренным банкротством физических лиц, почти нет. Гузель Рахматуллина отмечает, что закон не дает такой возможности. Банкротство граждан не является способом избавления от задолженности, это цивилизованный способ ее урегулирования, добавляет г-жа Рахматуллина.

 

Генеральный директор ООО «Инвест-аудит» Егор Чурин признается, что статистики по случаям преднамеренного или фиктивного банкротства в Пермском крае нет. «Стоит отметить, что и по юридическим лицам фиктивное либо преднамеренное банкротство признается редко. С учетом того, что банкротство физических лиц – новый для нас инструмент, наверное, пока такие случаи либо единичные, либо отсутствуют совсем. С учетом того, что закон работает всего 1,5 года, сложно сказать по поводу статистики случаев мошенничества в этой сфере именно в Пермском крае. Если рассматривать Россию в целом, Национальная служба взыскания оценивает долю таких заявлений в 14% от общего количества. Это достаточно много», – поясняет ситуацию Егор Чурин.

Газета Бизнес-класс

Scroll to Top