Можно ли строить жилой дом рядом с аэропортом?

Коммерсантъ попросил управляющего партнера ЮК Генезис Артема Денисова прокомментировать спор с участием аэропорта Плеханова и мэрии Тюмени

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отправила на пересмотр иск авиакомпании UTair к администрации Тюмени о признании незаконным разрешения на строительство комплекса 12-этажных жилых домов «Московский квартал» рядом с аэропортом Плеханово. По мнению истца, возведение зданий создает угрозу безопасности полетов, однако нижестоящие суды посчитали, что отмена разрешения на строительство нарушит права дольщиков. В администрации Тюмени отмечают, что земельный участок не имел каких-либо ограничений.

Как сообщили „Ъ-Урал” в пресс-службе Верховного Суда РФ, во вторник судебная коллегия по экономическим спорам отменила решения нижестоящих судов по иску авиакомпании UTair к администрации Тюмени о признании незаконным разрешения на строительство многоквартирных жилых домов жилого квартала «Московский» вблизи аэропорта Плеханово. «Дело направлено на пересмотр в суд первой инстанции — Арбитражный суд Тюменской области», — пояснили в ВС РФ, отметив, что мотивировочная часть решения будет готова позже.

Согласно материалам дела, в декабре 2015 года администрация Тюмени выдала компании «Сибстройсервис» разрешение на строительство трехсекционного 12-этажного жилого дома (первой очереди жилого района «Московский квартал»). Согласно проекту, жилой комплекс включает в себя 1,1 тыс. кв. м жилья. Земельный участок, где находится дом, примыкает к аэродрому Плеханово. Аэродромный комплекс с 2013 года находится в аренде на 49 лет у дочерних структур UTair (АО «ЮТэйр — Вертолетные услуги») и используется для базирования вертолетного парка и осуществления регулярных пассажирских рейсов в Кондинск, Тобольск и другие населенные пункты, а также для чартерных рейсов и тренировочных полетов. UTair с марта 2016 года оспаривает выдачу разрешения на строительство жилья около аэродрома.

По мнению истца, администрация Тюмени должна была согласовать строительство объекта с владельцем аэропорта, так как земельный участок под домом считается приаэродромной территорией. В исковом заявлении указано, что строительство жилых объектов менее чем за 1 км от контрольной точки аэродрома создает угрозу безопасности полетов (согласно данным публичной кадастровой карты, дома расположены на удалении порядка 600 м от взлетно-посадочной полосы). Однако Тюменский арбитражный суд отклонил иск, так как на момент судебного спора уже было заключено более 290 долевых договоров на квартиры в строящемся доме, и права дольщиков могли быть нарушены. Это решение поддержали 8-й Арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

В администрации Тюмени „Ъ-Урал” пояснили, что порядок и условия выдачи разрешений на строительство регламентированы Градостроительным кодексом РФ. «Администрация не должна при выдаче разрешения учитывать права собственников смежно-расположенных объектов недвижимости. Кроме того, в соответствии с правилами был сделан запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии сведений о данном земельном участке, в том числе и о границах зон с особыми условиями использования. На тот момент ограничений на участок наложено не было», — подчеркнули в администрации Тюмени. При этом даже после того, как в государственный кадастр были внесены необходимые сведения, участок под застройкой жилых домов не вошел в границы зоны с особыми условиями использования.

В компании «Сибстройсервис» комментировать ситуацию отказались. Известно, что дома уже проходят приемку от жильцов. «Верховный Суд зачастую не особо обращает внимание на формальные причины, когда речь идет об угрозе жизни и здоровью населения. Следовательно, формальный подход, который был применен нижестоящими судами, в данном случае был разрушен позицией ВС РФ, и дело будет рассмотрено по существу в нижестоящих инстанциях», — пояснил управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов. О необходимости рассмотрения дела по существу говорят и в Тюменской межрегиональной федерации авиации общего назначения (базируется в аэропорту Плеханово). «На территории аэродрома регулярно проходят авиашоу, летают десятки единиц воздушных судов. Строительство жилого дома крайне опасно, так как бывают отказы техники. Кто будет нести ответственность, если произойдет несчастный случай?» — отмечает исполнительный директор федерации Виктор Козленков.

Газета Коммерсантъ-Урал

Scroll to Top