Депортация мигрантов из России: каковы особенности правоприменения?

Газета Коммерсантъ попросила управляющего партнера ЮК Генезис Артема Денисова прокомментировать решение суда об отказе в депортации из страны гражданина Ирана

Свердловский областной суд отказался выдворять из России гражданина Исламской Республики Иран Рауфи Надера, который нарушил правила пребывания: жил без визы и миграционных документов. Рауфи Надер заявил об опасности возвращения в Иран — в России он принял православие и таким образом стал вероотступником, за что на его родине предусмотрена смертная казнь. Эксперты считают, что решение суда носит временный характер, пока не решен вопрос с получением убежища.

В среду апелляционная инстанция Свердловского облсуда пересмотрела административное дело гражданина Исламской Республики Иран Рауфи Надера, который в августе был привлечен Тагилстроевским райсудом Нижнего Тагила к административному наказанию по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином правил въезда в РФ либо режима пребывания). Согласно решению райсуда, господин Надер был оштрафован на 2 тыс. руб., помещен в центр временного содержания иностранных граждан УМВД (Екатеринбург) и должен быть выдворен за пределы России. В ходе пересмотра дела постановление райсуда было частично изменено — облсуд исключил выдворение господина Надера и отпустил его из спецучреждения. Мотивировочная часть решения облсуда еще не готова.

Согласно материалам дела, Рауфи Надер прибыл в Россию из Тегерана в 2011 году. Изначально он пытался поступить в Уральский аграрный университет, чтобы получить профессию агронома, но не справился с вступительными экзаменами и стал подрабатывать разнорабочим. Затем он перебрался в Москву, где перебивался случайными заработками. В частности, он работал в православном миссионерском движении в честь святого пророка Даниила, где и принял христианство. При этом его паспорт был просрочен с февраля 2016 года, миграционная карта закончилась в 2013 году, а виза не была продлена с 2015 года. Как выяснилось в суде, в 2015 году он пытался получить временное убежище в Москве, но ему было отказано.

В Екатеринбург Рауфи Надер вернулся в 2017 году, где изначально жил в монастыре при Ганиной Яме. Но в августе его направили в православную гимназию в Нижний Тагил на подработку. По дороге в Нижний Тагил иранец был задержан ревизорами в электричке, так как ехал без билета. По прибытии в Нижний Тагил господина Надера передали в местный линейный отдел полиции, где выяснилось, что мигрант не имеет при себе действительных документов. В полиции и суде иранец утверждал, что не возвращается в Иран, так как опасается за свою жизнь. По его словам, в стране преследуются вероотступники, в число которых он попал, приняв христианство.

На заседании в областном суде Рауфи Надер отсутствовал — его не доставили из изолятора. Между тем в суде был представлен доклад ООН, подтверждающий факты притеснений религиозных меньшинств. Светские суды в Иране не выносят смертных приговоров за вероотступничество, но такой приговор может быть вынесен шариатским судом и приведен в исполнение.

В аппарате уполномоченного по правам человека Свердловской области, куда ранее обращался иранец, отметили, что на данный момент господин Надер уже подал документы о получении убежища: «Это нам подтвердили в органах МВД. Однако это длительный процесс, который займет порядка двух-трех месяцев, потом решение может обжаловаться». В миссионерском движении в честь святого пророка Даниила “Ъ” подтвердили, что Рауфи Надер принял христианскую веру. «Я его помню, но, что с ним происходит сейчас, я не в курсе»,— пояснил и. о. председателя движения Виктор Купрянчук.

По мнению экспертов, несмотря на решение облсуда, положение гражданина Ирана остается сложным. «Если он подал на убежище, будучи задержанным, то в случае получения отказа он должен быть депортирован принудительно. Правда, в таком случае нарушитель может попросить депортировать его в другую страну, но далеко не факт, что эту просьбу удовлетворят. В любом случае сейчас необходимо дождаться решения органов МВД»,— пояснил “Ъ” управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов.

Газета Коммерсантъ

Scroll to Top