Лучший вариант защиты для налогоплательщика – обжаловать отказ в приеме декларации в вышестоящий налоговый орган

Налоговики отказывают в приеме декларации. Рекомендации управляющего партнера ЮК “Генезис” Артема Денисова

Налоговые инспекции отказываются принимать декларации бизнеса по надуманным причинам. В последние 2-3 месяца с этим столкнулись многие компании из Свердловской области. Инспекторы пытаются заставить налогоплательщиков исключить из деклараций вычеты по сомнительным контрагентам. Лучшая тактика для бизнеса – аргументировано обжаловать отказ в приеме деклараций в вышестоящем налоговом органе.

Вызов на опрос

Этой зимой налоговые инспекции в Свердловской области массово не принимают декларации бизнесменов по формальным основаниям. Как правило, налоговики заявляют, что:

– декларация содержит ошибки и не принята к обработке;

– не найден плательщик по ИНН и КПП;

– отправленный в инспекцию файл декларации не соответствует налоговому формату (вместо восьмизначного номера указан четырехзначный номер);

– неверно указан ЭЦП.

Решить проблему инспекторы предлагают налогоплательщику в личном порядке, явившись в налоговый орган. На приеме в ФНС директор компании должен ответить примерно на 100 вопросов. Инспектор сам выбирает, какие вопросы задавать, а против не озвученных вопросов ставит прочерк. Как правило, после опроса налогоплательщику предлагается подать повторную декларацию через пару дней.

Неформально инспектор может намекнуть налогоплательщику, что отказ в приеме декларации вызван взаимоотношениями с сомнительным контрагентом. И если спорные сделки из декларации исключить, то проблема будет решена.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган

Эксперты советуют аргументировано обжаловать отказ инспекции в приеме декларации в вышестоящий налоговый орган.

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»:

– В административном регламенте ФНС, утвержденном Приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н, есть закрытый перечень оснований, по которым инспекция может отказаться принять декларацию налогоплательщика. В нем нет таких оснований как «ошибка в декларации» или «не найден плательщик». То есть инспекция  указывает заведомо незаконную причину для отказа в приеме декларации. Более того, налогоплательщик фактически лишен возможности что-то исправить, поскольку инспекция не указывает, какие именно ошибки при подаче декларации он допустил. Единственно верный вариант защиты в такой ситуации – это обжаловать отказ инспекции в приеме декларации в вышестоящий налоговый орган.

По словам Артема Денисова, как правило, инспекция устраняет допущенные ею нарушения в приеме декларации еще до рассмотрения спора вышестоящим налоговым органом.

Тенденция складывается таким образом, что даже жалобы в региональное управление ФНС остаются без рассмотрения, поскольку ИФНС уже устранило предмет жалобы, а именно приняла декларацию.

Чаще же налоговая инспекция по каналам ТКС уведомляет налогоплательщика о совершенной ошибке при отказе в приеме декларации и приносит извинения за неудобства. При этом ИФНС предлагает направить декларации повторно и указывает, что срок не будет считаться пропущенным.

Резюмируя сказанное: с налоговыми органами нужно действовать строго по закону, разговаривать на языке норм Налогового кодекса РФ и не поддаваться на неформальное давление и уступки.

Юридическая компания “Генезис”

Scroll to Top