Как проводится процедура реорганизации компании? Нюансы из практики ЮК Генезис

В журнале Финансовый директор опубликована авторская колонка партнера ЮК Генезис Василия Сосновского

Василий Сосновский, партнер юридической компании “Генезис”:

1. Услуги специалистов стоят от 70 000 руб. Конкретная стоимость зависит от числа участвующих обществ и их формы, а также от вида самой реорганизации.

2. Кадровые изменения потребуют расходов.  При слиянии или присоединении приходится выплачивать выходные пособия. При разделении или выделении — нанимать персонал.

3. Новым обществам понадобятся офисы. Если разделенные компании будут находиться по одному и тому же адресу, налоговики сочтут реорганизацию фиктивной.

На практике реорганизацию нередко используют, чтобы оптимизировать управление, разделить риски или укрупнить активы. Стоимость такой процедуры зависит от трех факторов: количества компаний-участников, их формы собственности — ООО или АО и способа реорганизации, который выбрали владельцы бизнеса. В статье я оценил примерные затраты в случае, когда из двух компаний получается одна или, наоборот, из одной — две. Каждое дополнительное юридическое лицо увеличит затраты примерно на 30–40 процентов.

План подготовки к реорганизации

Есть пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (ст. 57 ГК). В зависимости от выбранной формы стоимость процедуры будет различной. Но план действий накануне реорганизации будет общим для всех.

Заложите в бюджет средства, чтобы досрочно рассчитаться с кредиторами. В период с первого сообщения в СМИ до истечения 30 дней с даты последнего сообщения, то есть примерно в течение двух месяцев, кредиторы вправе потребовать от участников реорганизации досрочно исполнить обязательства. Тогда вашей компании придется либо исполнить эти требования, либо предоставить достаточное обеспечение (п. 2 ст. 60 ГК). Например, выдать независимую безотзывную банковскую гарантию (п. 4 ст. 60 ГК). Это может стать серьезной статьей расходов.

Зарезервируйте деньги на досрочную уплату налогов и взносов. Реорганизация не освобождает правопреемников от уплаты налогов и пеней по обязательствам реорганизованных компаний. А вот штрафы нужно платить только те, которые были наложены до процедуры реорганизации (п. 2 ст. 50 НК).

После окончания реорганизации инспекторы уже не смогут наложить новые штрафы. Поэтому реорганизацию иногда используют как защиту от санкций.

Для компании, которая прекращает свою деятельность по итогам реорганизации, налоговый период по всем налогам заканчивается в день, когда в ЕГРЮЛ вносится запись о ее исключении (п. 3 ст. 55 НК). А даты уплаты налогов обычно привязаны к концу налогового периода.

К примеру, НДС — не позднее 25-го числа месяца, следующего за окончанием налогового периода (п. 1 ст. 174 НК). Авансы по налогу на прибыль — не позднее 28-го числа месяца, следующего за окончанием налогового периода (п. 3 ст. 289, п. 1 ст. 287 НК).

В итоге дата крайнего срока уплаты налогов может передвинуться, что нужно учесть при корректировке движения денежных средств.

Пример: изменение срока уплаты НДС

Компании проходят процесс слияния и исключены из ЕГРЮЛ 9 ноября 2018 года. Значит, для них IV квартал в целях расчета НДС закончился 9 ноября, поэтому не позднее 25 декабря их преемник должен перечислить налог в бюджет. Без реорганизации деньги нужно было бы заплатить 25 января.

Подготовьтесь к выездной налоговой проверке. Решение о реорганизации налоговики могут использовать как повод, чтобы провести выездную проверку, независимо от того, когда была предыдущая (п. 11 ст. 89 НК). Это может затянуть реорганизацию и привести к доначислениям, штрафам и пеням.

Учтите возможное продление сроков регистрации. Срок регистрации завершения реорганизации — пять рабочих дней. Но если налоговики усомнятся в сведениях, они вправе приостановить регистрацию на 30 дней (п. 4.4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ). Исходя из практики, это происходит в 80 процентах случаев.

Учтите дополнительные расходы. Часть расходов зависит от вида выбранной реорганизации. Новые траты не появятся только при преобразовании, когда общество лишь меняет свою организационно-правовую форму.

Инструкция по слиянию и присоединению

Слияние отличается от присоединения тем, что в первом случае после реорганизации возникает совершенно новое юрлицо, а во втором — остается одно из уже действующих, к которому присоединились остальные. Слияние или присоединение позволяет использовать эффект синергии, когда объединение действует более эффективно, чем его составляющие по отдельности. Кроме того, результатом становится укрупнение активов, рост ликвидности, эффективности управления и инвестиционной привлекательности, оптимизация затрат и т. д.

При таких формах реорганизации неизбежно сокращение численности персонала ввиду дублирования трудовых функций.

Проанализируйте, сколько на данный момент работников в компаниях, кого нужно оставить, а кого придется сократить. Составьте штатное расписание будущих компаний или попросите об этом специалиста по кадрам. В перспективе реорганизация часто помогает снизить фонд оплаты труда, но на момент увольнения затраты, наоборот, резко вырастут. Учтите это в бюджете движения денежных средств.

Об увольнении из-за сокращения штата работника нужно уведомить под роспись минимум за два месяца. Если нужно расторгнуть договор до истечения этих двух месяцев, придется заплатить за оставшееся время исходя из среднего заработка (ст. 180 ТК). Кроме того, при увольнении компания обязана выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а если бывший работник не устроится на другую работу в течение двух месяцев, то оплатить ему еще один месяц дополнительно (ст. 178 ТК).

Итого получается, что, сократив работника без предупреждения, в худшем случае компания обязана будет выплатить ему средний заработок за четыре месяца. Изучите трудовые договоры с руководителями среднего и высшего звена, которые попадают под сокращение, а также коллективный договор. В них могут быть предусмотрены повышенные выходные пособия, что нужно также учесть при формировании бюджета.

Правила разделения и выделения

Разделение отличается от выделения тем, что результатом первой процедуры будут только вновь образованные компании, тогда как после выделения основная компания остается действующей.

При этих формах реорганизации уточните, кто будет правопреемником по всем обязательствам, и пропишите это в передаточном акте. В отличие от слияния или объединения здесь нет универсального правопреемства. Если в ходе реорганизации недобросовестно распределили долги, то все правопреемники несут солидарную ответственность (п. 5 ст. 60 ГК).

Любое выделение или разделение налоговики трактуют как дробление бизнеса. Если они сочтут реорганизацию фиктивной, то доначислят основному обществу налоги исходя из суммированных доходов всех участников. Чтобы этого не случилось, не допускайте критичных признаков, на которые ориентируются инспекторы (письмо ФНС от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@). А это потребует расходов. В частности, для новых компаний нужно:

выделить основные средства;
купить или арендовать офис, склады или цеха;
разработать собственные сайты и вывески;
подобрать персонал, в том числе отдельного бухгалтера.

Рискованно, если интересы всех новых компаний будут представлять одни и те же юристы, работать одни и те же бухгалтеры и кадровики. Это будет признаком фиктивного дробления. Поэтому еще на стадии планирования важно распределить персонал, оценить потребность в новых работниках и заложить расходы на их подбор и зарплату в бюджет.

У каждого нового правопреемника должен быть реальный адрес, по которому он проходит регистрацию. Инспекторы проверяют право юридического лица находиться по этому адресу, в частности, изучают его право собственности или договор аренды, размер площади и ее разрешенное использование.

Если компания не пройдет такую проверку, регистрацию приостановят или откажут в ее проведении. Поэтому для новых компаний заложите в бюджет расходы на покупку или аренду нового офиса.

Что входит в перечень услуг специалистов по сопровождению

При обращении к специалистам процедура реорганизации упрощается. Сама компания должна будет сделать инвентаризацию, подготовить бумаги, запрошенные специалистами, и подписать документы для подачи в инспекцию. Все остальное обычно берут на себя специалисты. Их привлечение позволяет не затягивать процесс и снизить риск отказа в регистрации. Объем услуг и затрат по каждой процедуре реорганизации определяется индивидуально. Минимальная стоимость на практике составляет не менее 70–80 тыс. руб. за процедуру.

Руководство по комбинированной реорганизации

Несколько процедур реорганизации можно совместить. К примеру, выделение с одновременным слиянием или присоединением (ст. 57 ГК, ст. 19.1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ). Совмещение сложнее организовать, но оно ускоряет сроки каждой процедуры в отдельности, а также экономит на госпошлине и других расходных составляющих.

Если в реорганизации участвуют несколько юрлиц разной организационно-правовой формы, то она будет смешанной. Такая реорганизация разрешена законом, правда с некоторыми оговорками (ст. 57 ГК). К примеру, хозяйственные общества не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации (п. 3 ст. 68 ГК).

За присоединение к однодневке ответят владельцы бизнеса и директор

Реорганизацию нередко используют, чтобы не платить кредиторам по долгам. К примеру, присоединяют бросаемую компанию к однодневке, с которой уже никто не истребует никаких денег.

Если в ходе реорганизации должник не исполнил законные требования кредиторов, то те вправе возложить солидарную ответственность на учредителей компании-должника, членов ее правления и генерального директора (п. 3 ст. 60 ГК). Конечно, при условии, что они своими действиями или бездействием привели к невозможности погасить кредиторскую задолженность.

Журнал Финансовый директор

Scroll to Top