Юрист ЮК Генезис Кристина Чернова по просьбе газеты Коммерсантъ рассказала о процедурах регистрации и защиты товарных знаков
Уральские компании и предприниматели активно подают заявки в Роспатент на регистрацию товарных знаков. Бизнес стремится защитить как уже «раскрученные» бренды, так и идентификацию стартапов. В среднем регистрация товарного знака занимает около одного года. Но уже факт подачи заявки в Роспатент закрепляет за предпринимателем приоритет на желаемое обозначение. Юристы отмечают снижение на 30% стоимости процедуры регистрации бренда за счет возможности подать заявку на товарный знак в электронном виде.
По данным Роспатента, с января по октябрь 2018 года екатеринбургские компании и индивидуальные предприниматели подали заявки о регистрации более 600 новых товарных знаков.
В основном бизнес регистрирует уже известные бренды. Например, несколько товарных знаков регистрирует холдинг «Юста», среди них: «Гранд Авеню», «Гринвальд», «Московская горка», Usta. «Уральские авиалинии» подали заявки на регистрацию одиннадцати собственных брендов, в том числе наименование компании на китайском языке (авиаперевозчик активно развивает направление полетов в КНР). Активно регистрируют товарные знаки сеть парфюмерных магазинов «Золотое яблоко», владельцы «Сима-Ленд» и «Галамарт» Андрей Симановский и Михаил Корепин.
Также в настоящее время Роспатент проводит экспертизу таких обозначений, как «УГМК-Здоровье», «Академия единоборств РМК», «Фрисби» (ООО «ЕРЦ-Финансовая логистика»), «СМАК» (АО «СМАК»), «ГОСТовский» (ООО «Хладокомбинат № 3»), «Мамуля» (ООО «ФудСервис»), Ushatava (ИП Нино Игнатьева), Shishkin (ИП Дмитрий Шишкин) и другие.
Подробнее об услугах ЮК Генезис: Защита интеллектуальной собственности (авторских прав) и Консультация юриста
Еще на старте бизнес-проекта
Постепенно формируется тенденция, когда предприниматели регистрируют товарные знаки уже на запуске бизнеса, отмечает старший партнер «ВМ Право и Консалтинг» Вячеслав Шушарин. Например, заявки в Роспатент на регистрацию товарных знаков, связанных с новым проектом «Жизнь Март», подал владелец «Сушкофф» Иван Зайченко. Товарный знак «Бизнес Среда» регистрирует предприниматель Иван Зубарев, а юридическая компания «Энсо» подала заявку на регистрацию своего нового бренда «Мой Юрист.онлайн».
По данным Роспатента, доля заявок уральского бизнеса в общем числе заявок по федеральным округам составляет 5%. В целом в прошлом году в Роспатент было подано 73,5 тыс. заявок о регистрации товарных знаков. При этом активно стали регистрировать свои бренды российские заявители, тогда как в прошлые годы защитой свой интеллектуальной собственности в России больше интересовался иностранный бизнес, говорит Вячеслав Шушарин.
Для чего регистрировать товарный знак
Товарный знак нужно регистрировать тем, кто строит долгосрочный бизнес. Потому что сама процедура регистрации занимает в среднем год. Регистрация товарного знака дает возможность использовать товарный знак путем размещения на этикетках, упаковке, в рекламе, в документации на товаре, в интернете и иным не противоречащим закону образом, отмечает юрист юридической компании «Генезис» Кристина Чернова.
Никто не может использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. То есть товарный знак дает правообладателю возможность запрещать всем другим лицам использовать тождественное или сходное обозначение в отношении однородных товаров. «Если вовремя не зарегистрировать товарный знак, то другие лица могут зарегистрировать его раньше на свое имя и запретить использование данного товарного знака, к тому же смогут взыскать компенсацию за незаконное использование товарного знака и связанные с этим расходы»,— говорит Кристина Чернова.
Как защитить товарный знак
Товарный знак позволяет индивидуализировать компанию, товар или услугу. Но вовсе не любое обозначение, которое используется в бизнесе, является товарным знаком. Для того чтобы защитить свои права, нужно пройти через процедуру регистрации обозначения как товарного знака и получить на него соответствующее свидетельство, отмечает Кристина Чернова.
При этом товарные знаки бывают нескольких видов. Самые распространенные — словесные (таких большинство), изобразительные, комбинированные (когда в одном товарном знаке используются и слова, и изображение). Есть и более экзотические — голографические, обонятельные и звуковые товарные знаки (но бизнес пока регистрирует такие знаки неохотно).
Подать заявление на регистрацию товарного знака можно как в печатном, так и в электронном виде, отмечает Вячеслав Шушарин. При подаче заявления в электронном виде заявителю предоставляется скидка в 30% на уплату госпошлин, которые существенны (суммарно более 30 тыс. руб.).
Роспатент проводит две экспертизы: экспертизу соответствия заявки формальным требования закона и экспертизу обозначения, заявленного в качестве товарного знака. «В ходе проведения экспертизы проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, и устанавливается приоритет товарного знака»,— отмечает Кристина Чернова. Экспертиза заявки на товарный знак по существу занимает в среднем около 12 месяцев.
Риски при регистрации заключаются в том, что товарный знак могут не зарегистрировать. Например, если заявленное обозначение является общеупотребительным, описывает свойства товара, использует официальную символику, является ложным или вводит потребителей в заблуждение, идентично или схоже с уже зарегистрированным товарным знаком и др. При отказе в регистрации товарного знака уплаченные заявителем пошлины не возвращаются, отмечает старший партнер «ВМ Право и Консалтинг».
Как быть с нарушителями прав на товарный знак
Владелец товарного знака вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, говорит Кристина Чернова.
Также правообладатель может предъявить требование о возмещении убытков к лицу, неправомерно использовавшему средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, говорит Вячеслав Шушарин.
Коммерсантъ-Урал