Каковы штраф за не проведение аттестации рабочих мест
В ст. 22 ТК РФ закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. До 01.01.2014 действовала прежняя редакция данной статьи, в которой была закреплена обязанность работодателя провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех работников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”, далее – Закон N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда должна проводиться один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
Если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, когда нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).
При этом ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ установлено, что в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ (это рабочие места работников, чьи профессии и специальности включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; рабочие места работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда. Если по данным должностям ранее не проводилась аттестация рабочих мест либо истек срок действия ее результатов, то специальная оценка должна быть проведена в безотлагательном порядке.) , специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.
Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться до окончания срока их действия, но не позднее чем 31 декабря 2018 г. (Письмо Минтруда России от 01.06.2018 N 15-4/10/В-4010).
Если работодатель не исполнил обязанность по проведению специальной оценки условий труда и контролирующие органы обнаружат это, то на работодателя могут наложить административный штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой предусмотрена ответственность за непроведение специальной оценки условий труда.
(Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.)
Также, например, в Определении Приморского краевого суда от 02.07.2014 по делу N 33-5613, Апелляционных определениях Челябинского областного суда от 11.11.2014 по делу N 11-11698/2014, Омского областного суда от 26.02.2015 по делу N 33-1140/2015 отмечалось, что в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.
Список организаций проводящих специальную оценку условий труда можно посмотреть здесь http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations