Управляющий партнер ЮК Генезис Артем Денисов по просьбе Znak.com прокомментировал поправки в законодательство о страховании, вступающие в силу с 1 июня 2019 года
С 1 июня споры между автовладельцами и страховыми компаниями, работающими на рынке полисов ОСАГО, будут решаться только с участием службы финансового уполномоченного. Таковы требования федерального закона (№ 123-ФЗ), которые завтра вступают в силу. Рассказываем, зачем государство вводит институт финансового омбудсмена и какие опасения по этому поводу есть у практикующих юристов.
Что это за новая служба?
Принятый год назад закон полностью называется «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Из него следует, что финансовый омбудсмен должен защищать права граждан в сфере кредитования и на страховом рынке. Причем делать это на безвозмездной основе, то есть обращение в службу должно быть бесплатным. Закон предполагает создание системы досудебного урегулирования споров со страховыми и финансовыми организациями.
Закон вступает в силу поэтапно, начиная с 3 сентября 2018 года. С 1 июня к системе урегулирования споров посредством финансового омбудсмена обязаны присоединиться операторы рынка всех видов автострахования, а с 28 ноября — страховые компании в целом (кроме тех, которые осуществляют исключительно обязательное медицинское страхование). С начала 2020 года финансовому омбудсмену можно будет жаловаться на микрофинансовые организации, а еще через год служба начнет разбирать конфликты с банками, кредитными потребительскими кооперативами, негосударственными пенсионными фондами и ломбардами.
Как это работает?
Пока можем рассказать, как это должно работать. Финуполномоченный должен рассматривать обращения, если цена вопроса в споре со страховой (а позже и с финансовой организацией) не превышает 500 тыс. рублей. В спорах о возмещении по полису ОСАГО размер требований значения не имеет: финансовый уполномоченный обязан принять жалобу, даже если на кону сумма больше 500 тысяч. С учетом реалий авторынка это, без сомнения, станет вполне обычной ситуацией.
Обращаться к омбудсмену имеет смысл, если на руках есть письменный отказ из страховой на вашу письменную претензию. Электронная форма переписки подойдет тоже.
Без ответа второй стороны обращение к финансовому уполномоченному бесполезно. Его просто оставят без рассмотрения, за исключением случаев, если вы не получили ответа из страховой, выждав установленные законом сроки.
Стоит обратить внимание: по закону об обязательном автостраховании (№ 40-ФЗ) срок ответа составлял 10 календарных дней с момента поступления претензии, не считая выходные и праздники. Но с 1 июня вступает в силу норма, которая увеличит время ожидания до 15 рабочих дней. А если со дня нарушения ваших прав прошло более 180 дней, то рассмотрение заявления страховая может затянуть до 30 календарных дней.
Есть и еще один нюанс — направить претензию можно будет по форме, которую утвердил совет службы финансового уполномоченного. Она есть на официальном сайте службы. Если вы не простой гражданин, а, скажем, индивидуальный предприниматель или представляете юридическое лицо, имейте в виду: заявление подается по другим формам.
Закон довольно жестко ограничивает и самого финансового уполномоченного в сроках рассмотрения жалоб — 15 дней с момента поступления обращения. Возможно продление еще на 10 дней, если спорная ситуация требует технической экспертизы. Решение финансового омбудсмена обязательно к исполнению и должно вступать в силу через 10 рабочих дней.
Для обращения к уполномоченному жителям регионов надо будет ехать в Москву?
Нет, заявить на организацию-обидчика можно в электронной форме через личный кабинет на сайте уполномоченного. Или обычным (конечно, лучше заказным) письмом по почтовому адресу, который тоже есть на сайте. Первый путь удобней еще и потому, что перед отправкой обычной почтой вам придется изучить требования к содержанию обращения (они установлены статьей 17 федерального закона 123-ФЗ). А в личном кабинете заявление пишется уже по установленной форме.
Можно ли оспорить решение омбудсмена в суде?
Да. Если потребитель услуг или финансовая (в случае с ОСАГО — страховая) организация не согласны с решением, которое вынес уполномоченный, они вправе обратиться за судебной защитой своих прав. Пока трудно сказать, станет ли это распространенной практикой, ведь институт финансового омбудсмена появился как раз с целью сделать судебные споры по автострахованию скорее исключением, чем правилом.
Наш комментарий
Артем Денисов, управляющий партнер ЮК “Генезис”:
– Основная и наиболее частная проблема российского правоприменения законодательных новшеств – отсутствие своевременной подготовительной части. Если есть алгоритм разрешения споров и он предусматривает например использование электронных ресурсов, то они либо не работают, либо работают не верно. Часто встречается ситуация, когда есть закон, но нет регламента его исполнения, который должен быть урегулирован подзаконным нормативным актом, например Правительства. Поэтому и случаются ситуации, когда фактически закон не работает или оказание госуслуги парализовано (например направление заявлений в школьные учреждения посредством технически не подготовленных интернет ресурсов.) Ситуация решается использованием переходных положений, либо альтернативных вариантов, например в течение года можно обращаться за разрешением споров и к финомбудсмену и в суд. Когда система «обкатается» , то станут понятны её слабые моменты и необходимости доработок. При этом полезно тому же финомбудсмену делать краткие рекомендации в виде брошюр ( по примеру как это делает ГИБДД на случай ДТП) какой алгоритм по обращению для разрешения споров. Отсутствия понимания в реализации закона показывает либо его неготовность к работе, либо к отсутствию взаимодействия между властными структурами.